Корреспондент Настоящего Времени Борис Сачалко провел один день на передовой с бойцами самого обычного минометного расчета ВСУ: посмотрел, как они воюют и какое вооружение используют.
Назарий – в прошлом советник мэра Ивано-Франковска. Но сегодня командует подразделением, в которое входят выходцы из этого региона. Подразделение относится к знаменитой 72-й бригаде ВСУ: именно она защищала Киев в начале войны.
Среди бойцов минометного расчета служит среди прочих менеджер по продаже страхования жизни. Мужчина считает, что для него это сложилось "символично": сейчас ему надо "застраховать" от гибели всех украинцев. А делает он это как раз с применением итальянского миномета 82-го калибра: их передали Украине в рамках пакета военной помощи.
"Из него много выстрелов можно сделать. Советские – из него до 20 тысяч выстрелов можно сделать, а из этого – бесконечно, может 50-60 тысяч", – рассказывает он.
"Итальянский миномет хороший. Его дистанция – мы до 3,5 км можем доставать нормально, – рассказывает еще один боец расчета. – И он более точный, чем предыдущие совдеповские варианты. Им даже легче буссоль выставлять".
Командир подразделения рассказывает, что работу миномета расчет координирует при помощи дрона: "Нам так легче попадать по цели".
"Когда позиция докладывает, что видит работу миномета или, например, пехота что-то подвозит, она сразу нам передает координаты, – объясняет он. – Мы передаем это на минометную батарею и стараемся как можно больше отработать".
Назарий рассказывает, что в районе, где воюет его подразделение, прямо в полях лежит множество тел российских военных, которые никто не забирает. Это, по его словам, прямое следствие тактики, которую используют российские военные.
"Мы всегда надеемся на то, что придут какие-то немотивированные сразу россияне, которые понимают, что они зря приехали на нашу землю и им тут нечего делать. Но всегда мы сталкиваемся с тем, что они пускают пехоту как мясо, – говорит командир. – У нас на поле лежит множество российских солдат, которые просто там лежат и их никто не забирает. Никому не интересно! Их пустили как фарш!"
Дальность полета беспилотника, который использует подразделение, – до 18 км. Его запускают, когда есть информация, что противник в зоне видимости.
"Пока у нас этот дрон, у нас есть возможность быть больше сзади и в большей безопасности, – говорит один из операторов беспилотника. – Он кардинально изменяет войну, потому что за счет большой дистанции и высоты мы видим противника и его будущие движения. То есть: куда едет машина, к какой посадке, движение пехоты в посадке можем заметить. Он нам помогает. И меняет линию (фронта). Радуемся, что он у нас есть".
После прибытия на место на выстрелы у минометного расчета, как правило, есть не больше 10 минут. Это в теории, а на практике времени может быть еще меньше. Ведь над минометным расчетом может летать другой беспилотник-разведчик, уже российский.
Назарий признает, что впереди зима, а это значит, что воевать станет тяжелее.
"Очень тяжело работать, потому что весь транспорт, который мы сами добыли, мы ремонтируем за собственный счет, – рассказывает он. – Мы понимаем, что денег на данный момент в стране нет, чтобы обеспечить наше подразделение транспортом и техникой. Но это война за нашу независимость. Поэтому сами делаем все, чтобы мы были по максимуму укомплектованы".