Ссылки

Новость часа

Буддисты в Африке, лес в Париже, мир в огне: рассказываем о фильмах фестиваля Docudays UA


Из-за карантина 17-й киевский фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA будет проходить онлайн. Все программы, а также дискуссии и круглые столы можно будет бесплатно посмотреть на сайте docuspace.org с 24 апреля по 10 мая включительно. Настоящее Время – официальный партнер фестиваля.

Рассказываем о пяти фильмах, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание.

"Что ты будешь делать, когда мир в огне?", реж. Роберто Минервини

Роберто Минервини родился в Италии, однако учился, живет и работает в США. Его дебютная трилогия, снятая в Техасе – "Переход", "Приток" и "Остановите сердцебиение" – получила награды на самых известных мировых кинофестивалях: в Каннах, Торонто и Роттердаме. Пятую картину режиссера "Что ты будешь делать, когда мир в огне?" отобрали в основной конкурс 75 Венецианского фестиваля.

Минервини показывает жизнь афроамериканской общины в Новом Орлеане летом 2017 года. Сразу после ряда жестоких убийств полицейскими молодых чернокожих. Режиссер следит за группой активистов партии "Новые Черные пантеры", за барменшей Джуди и за двумя подростками из неполной семьи – Титусом и Роналдо.

"Пантеры" устраивают протесты против полицейского насилия и раздают еду бездомным. Джуди пытается спасти свой бар, ставший своего рода дискуссионным клубом. Титус и Роналдо слоняются по городу, проводя время в мальчишеских играх. Их мать Эшли пытается призвать старшего, Роналдо, к порядку – он постоянно встревает в истории и находится в группе наибольшего риска.

Автор уклоняется где-либо прямо манифестировать свою позицию. Он отдает экранное время героиням и героям, их речам, ссорам, примирениям, исповедям, слезам, боли, творчеству. Именно поэтому у Минервини получается не тенденциозный политический памфлет, а полноценная картина жизни людей, очень редко попадающих в фокус внимания как СМИ, так и кинематографистов.

"Будда в Африке", реж. Николь Шефер

Енок Бело – подросток из Малави. Он живет в буддистском приюте, основанном китайцами. Его отец покинул мать сразу после рождения ребенка, а мать умерла, когда мальчику было всего 2 года. Енок – получивший буддистское имя Алу – один из самых успешных студентов. Он свободно говорит по-китайски, успешен в восточных единоборствах и имеет актерские задатки; в шоу, которые устраивает приют за рубежом, чтобы пропагандировать свою деятельность, Алу – неизменная звезда.

Однако он не хочет порывать связей с родиной, и в конце учебы оказывается перед непростым выбором: вернуться к родственникам в село или учиться в Китае?

По сути "Будда в Африке" – это роман взросления; становление молодого героя проходит в контрастных условиях, между авторитарной дисциплиной приюта и вопиющей бедностью его родины, в которой, однако, его свобода не ограничена. Мы видим, как юноша меняется от сцены к сцене, как трансформируется его мировоззрение. От буддистского смирения все это, конечно, очень далеко. За биографическим сюжетом проступает извечная коллизия – вопрос о цене свободы, поставленный с надлежащей остротой.

"Полуночный странник", реж. Хассан Фазили

В 2015 году, после премьеры документальной работы Хассана Фазиля "Мир в Афганистане" в эфире национального телевидения, "Арт-кафе", основанное режиссером разгромила полиция, а "Талибан" казнил главного героя фильма и назначил награду за голову режиссера.

Вместе с женой и двумя дочерьми Фазили бежал в Таджикистан. Семья так и не получила там убежища и была вынуждена отправиться в долгое и опасное путешествие в Европу. Скитания растянулись на годы. Все это время беглецы снимали свои мытарства на телефоны.

Фазили собрал из разрозненных, не всегда качественных кадров полнокровное кинематографическое повествование "Полуночный странник". Мы наблюдаем эту Одиссею побега день за днем, сживаемся с независимой и почти никогда не унывающей женой режиссера; с самим режиссером, который, будучи атеистом, добивается такого авторитета среди беженцев, что его избирают муллой; с детьми, радующимися жизни вопреки всем лишениям. Режиссер чередует сцены отчаяния и празднеств, моменты комические и драматические в очень точном ритме.

Совершенно минимальными средствами, вопреки всему, Фазили удалось создать картину о тех, кого часто называют "нелегалами", выхватить несколько лиц из потока беженцев, захлестнувшего Евразию – и сделать понятной эту трагедию для своих зрителей.

"Чистое искусство", Максим Швед

Фильм Максима Шведа "Чистое искусство" обозначен как польско-белорусская копродукция, но де-факто Беларусь тут – только место съемки. Ведь главный герой картины – уличный художник-абстракционист Захар Кудин, а в республике подобные сюжеты и подобное искусство не приветствуются.

Захар действует просто и остроумно. Он выносит на улицу огромный холст и краски. Находит стену, на которой ЖЭКовские работницы закрасили неровными разноцветными прямоугольниками разные надписи, лозунги и граффити, и по мотивам этой странной натуры рисует свою собственную картину. Называет это "фупрематизмом" (фундаментальным супрематизмом).

Параллельно по Минску ходят сами работницы ЖЭКа – Зина и Инна – и создают натуру для Захара, закрашивают надписи и граффити. Швед внимательно следит за их передвижениями и работой, а также фиксирует общение художника с прохожими и правоохранительными органами.

Режиссер не вмешивается в действия, оставаясь "мухой на стене". Он фиксирует среду обитания Захара, Зины, Инны – Беларусь Лукашенко с ее повседневным абсурдом, торжественными линейками и военными парадами с иронией, но без искажений. В одной из финальных сцен главные герои – работницы ЖЭКа и художник – вместе устраивают праздник и находят общия язык.

"Леса, из которых сделаны мечты", реж. Клэр Симон

Клэр Симон – одна из наиболее известных французских документалисток. В этом году в рамках Docudays UA пройдет ретроспектива ее фильмов.

Симон начинала как этнолог и антрополог. Свой путь в режиссуре она выстроила как независимый автор, придерживающийся стилистики "прямого кино": реальность можно передать как можно более полноценно, только если оказываешься с ней один на один. В киевском фестивале она участвует впервые.

"Леса, из которых сделаны мечты" – наиболее заметная и характерная работа режиссера. Главного героя здесь нет, хотя, точнее будет сказать, герой здесь – Буа-де-Винсенн, бывшее охотничье угодье королей Франции. Сейчас это крупнейшим общественный парк в пригороде Парижа. Симон следит за метаморфозами этого пространства на протяжении года. Она вступает в диалог с десятками персонажей. Перед камерой проходят геи, приходящие в парк ради быстрого секса, проститутки, здесь же зарабатывающие, бывший парашютист, а теперь садовник, работник парка, параллельно разводящий голубей, молодая мама с ребенком, художник, который приходит сюда рисовать, но не с натуры, а из собственной головы, вполне благополучная дама, переселившаяся в палатку просто потому, что так хочется, живописные бродяги, устраивающие танцы среди деревьев, камбоджийцы, предающиеся воспоминаниям о пережитом геноциде, пациенты психиатрической лечебницы на прогулке – всех не перечислишь. У каждого с лесом связаны свои истории и свои грезы.

Ключевой момент в фильме – когда сквозь траву проступает архивная съемка выступления Жиля Делеза в лектории, когда-то находившемся в Буа-де-Винсенн. "Что такое событие? Какова связь между событием и человеком?.. Если моя прогулка – это прогулка, то я больше не "Я", я - событие", – говорит философ.

Собственно, фильм Симон и является такой "прогулкой-событием", когда автор растворяется в материале. В итоге получается настоящий кинематографический трактат о человеке и природе, сделанный с поистине декартовской четкостью.

XS
SM
MD
LG