Ссылки

Новость часа

"Ставка на жизнь и свободу". Директор Сахаровского центра о Навальном и присужденной ему премии


Алексей Навальный – лауреат премии имени академика Андрея Сахарова, правозащитника и диссидента. "За мужество в борьбе за свободу, демократию и права человека" – с такой формулировкой депутаты Европарламента присудили российскому оппозиционеру эту правозащитную награду. Вручать ее будут 15 декабря 2021 года, но получить ее лично Навальный не сможет – он сидит в колонии во Владимирской области, куда российский суд отправил политика сразу после возвращения на родину в январе 2021 года.

"В Европе на слуху два имени из России: Путин и Навальный", – говорят политологи, комментируя это награждение. За что вручают премию Сахарова и как она может повлиять на дальнейшую судьбу Алексея Навального – об этом в эфире Настоящего Времени мы спросили директора Сахаровского центра в Москве Сергея Лукашевского.

Директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский о Навальном и присужденной ему премии
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:10:01 0:00

— Навального на премию Сахарова уже выдвигали раньше. Как вы считаете, почему именно 2021-й стал решающим?

— Мне кажется, ответ очень прост: это, с одной стороны, драматическая история его отравления, с другой стороны – его возвращение в страну. Премия имени Сахарова называется премией за свободу мысли. Но сегодня в нынешнее время важно, с одной стороны, не только свободно думать, свободно выражать свои мысли, но и еще уметь донести эту мысль до публики, до людей. И в этом Алексей, безусловно, преуспел.

Но так же, как и много лет назад, мысль становится по-настоящему весомой, когда, к сожалению, человек ставит за нее свою свободу и жизнь. Именно эту ставку сделал в 2021 году Алексей Навальный. Я думаю, что именно поэтому он получил сегодня эту премию.

— Я хотела у вас буквально секунду назад спросить о личном мужестве, о котором говорили евродепутаты, присуждая ему эту премию. Ставка на жизнь и здоровье – я правильно понимаю ваш ответ?

— Ставка на жизнь, здоровье и свободу.

— Скажите, пожалуйста, какую роль для самого Навального может сыграть эта премия?

— Вообще-то чисто символически у премии Европарламента имени Сахарова, так скажем, хорошая репутация: ее не раз присуждали людям, которые находятся в заключении, – и все они, так или иначе, в итоге оказались на свободе. Это касается и первого лауреата этой премии Нельсона Манделы, он ее тоже, давайте вспомним, получил, когда находился в заключении. И Олег Сенцов получил в заключении.

В принципе, любому человеку, который находится по несправедливому политическому обвинению в тюрьме, очень важно чувствовать и получать моральную и политическую поддержку. И, безусловно, эта премия – такое публичное и гласное выражение этой поддержки.

Сказать, что это такой абсолютный оберег или палочка-выручалочка, которая завтра освободит Навального или гарантирует ему безопасность, безусловно, нельзя. Во всех таких случаях, когда гражданское общество или свободный мир борются за свободу узника совести, за свободу политзаключенного – это долгий путь. Но, безусловно, присуждение этой премии – очень серьезный шаг на этом пути.

— А может ли она быть не оберегом, а наоборот? Власти поставили его на учет как склонного к экстремизму, есть новое уголовное дело. И тут человек удостоился премии имени морального авторитета. Может ли быть негативной реакция Кремля?

— Безусловно, я думаю, что реакция будет возмущенной, и сейчас передо мной Кирилл Мартынов довольно четко описал вообще возможную публичную реакцию Кремля. Но, как мы знаем, во всяком случае из истории Советского Союза, какие бы риторические фигуры публично ни произносили власти, какие бы публичные символические жесты вроде заведения дополнительных уголовных дел ни появлялись, все равно единственное, что в какой-то степени оберегает политического заключенного, – это внимание.

И я абсолютно убежден, что присуждение этой премии и, соответственно, внимание Европейского союза к личности Навального будет учитываться при принятии решений о его будущем и его настоящем.

— Тут у вас уточню: вы считаете, что его вообще могут освободить благодаря этой премии?

— Нет, безусловно, я нисколько не думаю, что эта премия может стать непосредственной причиной освобождения Навального. Стоит, скорее, ожидать, что, увы, срок его заключения может продлиться дольше, чем те два с половиной года, которые он отбывает сейчас.

Я лишь имею в виду, что при разных других поворотах политической жизни, безусловно, то, что Навальный – лауреат этой премии, сыграет свою роль. Это будет, так сказать, дополнительным фактором, который может в определенной ситуации способствовать его освобождению или тем условиям, при которых он будет освобожден.


— У сторонников Навального были очень серьезные ожидания по поводу получения им Нобелевской премии мира. Почему ее он не получил, а получил премию Сахарова, как вы считаете?

— Проще ответить на второй вопрос: мне кажется, что как раз именно в истории премии Сахарова есть такая длинная традиция присуждения этой премии политикам, борющимся за свободу и справедливость. Я уже, в частности, упоминал пример Нельсона Манделы, первого лауреата премии имени Сахарова.

Что касается Нобелевской премии, то мне представляется, что в мире сегодня в действительности много разных очень серьезных проблем. И Нобелевская премия мира часто присуждается не столько человеку, сколько некоторому явлению. И поэтому меня, в принципе, не удивляет, что Нобелевская премия мира была присуждена не Навальному. В нашей стране как-то очень часто в этом споре сравнивают именно Навального и Муратова, забывая, что эта Нобелевская премия была присуждена вообще свободной журналистике. И второй лауреат этой премии – а в каком-то смысле первый, если посмотреть, как идет упоминание лауреатов, – это Мария Ресса, журналист из Филиппин.

И тем самым Нобелевский комитет, мне кажется, пытался показать общемировое значение – именно в новых условиях – борьбы за свободное слово и свободу информации. А политическая борьба за свободу – это не столь, к сожалению, новое и редкое явление в сегодняшнем мире.


— Вы когда-то о Сахарове сказали, что он во многом остался одинок и непонят. Насколько это утверждение применимо к Навальному?

— Мне кажется, что нет, конечно. Потому что мы видим, что Навальный на протяжении уже многих последних лет пользуется массовой поддержкой. Месседж Навального как раз потому и вызывает отклик у тысяч людей в России, потому что он очень прост: не врать и не воровать – давайте вспомним один из его самых известных лозунгов.

Это как раз очень простая формула, гораздо более понятная среднему зрителю канала на ютубе, чем длинное размышление Сахарова об интеллектуальной свободе или о единстве трех целей: мира, прогресса и прав человека.

XS
SM
MD
LG