Для завершения войны России против Украины Запад и Киев обсуждают схему "территории в обмен на членство в НАТО". Как пишет американская газета Financial Times, такой сценарий окончания войны представляется реальным многим западным дипломатам и все большему количеству чиновников в Украине.
При таком подходе Москва де-факто (но не де-юре) сохранит контроль над территориями, которые она оккупировала, а Киев получит членство в НАТО и гарантии безопасности от Альянса. Как подчеркивает издание, это не означает, что власти Украины и их западные союзники признают суверенитет России над территориями, которые она захватила с 2014 года.
"Предполагается молчаливое согласие с тем, что эти земли должны быть возвращены дипломатическими средствами в будущем, – пишет Financial Times. – Но даже это по понятным причинам остается чувствительным вопросом для украинцев, особенно когда преподносится как основа компромисса с Москвой".
Эту публикацию Financial Times прокомментировали в Киеве – неофициально. Неназванный собеседник агентства РБК-Украина заявил, что пока нет никаких официальных или любых других политических предложений Украине вступить в НАТО или получить любые гарантии безопасности, которые подобны 5-й статье Устава Альянса. Публикацию Financial Times этот источник назвал "просто болтовней", заявив, что Украина не торгует суверенитетом и территориями.
Украинский политолог, кандидат политических наук Станислав Желиховский отмечает, что тем не менее тема возможного вступления Украины в НАТО активно обсуждается.
"Еще перед июльским саммитом НАТО в Вильнюсе в прошлом году среди союзников стала популярной идея о том, что Украина может стать членом Альянса, даже если Киев не будет контролировать всю территорию Украины, – так, как это было во время холодной войны в случае с Германией", – сказал эксперт в эфире Настоящего Времени.
Федеральная Республика Германия вступила в НАТО в 1955 году. Позже обе Германии объединились, и с 1990 года страна полностью входит в Североатлантический альянс.
Однако корректно ли применять этот пример в современных реалиях?
"Россия приняла в свою Конституцию пять регионов Украины. И фактически это будет означать, что, если будет заморожен конфликт, это может занять очень много времени и неизвестно, сможет ли Киев восстановить контроль [над этими территориями]. И, конечно же, это будет зависеть также и от того, на каких условиях будут подписаны те или иные договоренности с Российской Федерацией", – объясняет политолог.
"Сейчас все происходит на уровне слухов, гипотез и тому подобного, – продолжает Желиховский. – И фактически мы должны понимать, что очень трудно взять территорию Украины, которая будет свободной, но которая будет иметь очень большую протяженность этой границы с оккупированными территориями. Это действительно большая проблема. Это нужно все-таки решать: будет ли эта зона демилитаризирована либо там будут находиться натовские войска".
Что касается схемы "территории в обмен на членство в НАТО", политолог считает, что Киев на это если и пойдет, то только в качестве "временной меры".
"Украина будет отстаивать то, чтобы рассматривалась украинская формула мира и был восстановлен суверенитет над всей территорией. Но как временная мера, я не исключаю, что может быть какое-то приостановление активной фазы боевых действий, – отметил он. – И, конечно же, официальный Киев понимает, что, если он в ближайшее время не сможет освободить всю территорию Украины, он будет требовать от западных союзников гарантий безопасности".
Это может быть не членство в Альянсе, а "еще какая-то формула", чтобы Киев чувствовал себя безопасно в период затишья на поле боя, подчеркивает Желиховский.
В Кремле отметили, что публикации в мировых СМИ о мирном плане по Украине "не отражают реальные процессы", а "носят характер умозрительных рассуждений".
"Много сейчас идет публикаций на этот счет, много схоластики разной, рассуждений и так далее. Но пока ни под одним из этих рассуждений нет какой-то реалистичной основы", – прокомментировал публикацию в Financial Times пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Ранее экс-генсек НАТО Йенс Столтенберг допускал, что Украина может быть принята в Альянс без утраченных территорий, в таком случае гарантии безопасности будут распространяться только на подконтрольные Киеву регионы.
В Кремле неоднократно высказывались категорически против вступления Украины в Североатлантический альянс.