Ссылки

Новость часа

"Нас хотят усыновить, у тебя пять дней". Многодетный отец из Мариуполя смог вернуть детей, которых насильно увезли в Россию


Евгений Межевой с детьми
Евгений Межевой с детьми

Многодетный одинокий отец Евгений Межевой из Мариуполя был почти на два месяца разлучен с детьми. После того как его город был оккупирован Россией, мужчина не прошел "фильтрацию", организованную российскими войсками, и попал в колонию в Еленовке. Его детей тем временем вывезли в Россию, где готовили к усыновлению, несмотря на наличие у них отца и других родственников в Украине. Историю семьи рассказали журналисты украинской службы Радио Свобода.

"А меня надолго?" – "Может, на два часа, а может, на семь лет"

До войны Евгений Межевой жил в Мариуполе и воспитывал в одиночку троих детей: сына Матвея и дочерей Святославу и Александру. Мужчина работал крановщиком на местном комбинате, открыл собственное кафе. Когда российская армия начала обстреливать Мариуполь, уничтожая жилые дома, Межевой хотел уехать с детьми, но не смог этого сделать из-за проблем с транспортом и горючим. С 24 февраля семье пришлось искать убежище сначала в доме бывшей тещи, потом у друга семьи. В итоге они переместились в заброшенное бомбоубежище при одной из мариупольских больниц. Но вскоре туда нагрянули российские военные и дали людям всего полчаса на эвакуацию – в сторону России.

"Они сказали, что за ними идут чеченские спецназовцы, которые будут проводить зачистку. Я просто не понимал, куда нас везут, зачем, что там будет", – рассказывает Евгений.

Вместе с соседями по бомбоубежищу семья села в транспорт, предоставленный российскими военными. Их повезли на окраину Мариуполя, там накормили, снова посадили в автомобили и привезли на блокпост. Там военные начали проверять их вещи и документы.

"У меня был военный билет с собой и прописка в военной части (ранее Евгений служил по контракту во Львовской области). Мне сказали: "Ты наш клиент, жди". Я попросил посадить детей, чтобы хотя бы найти, с кем они побудут, – рассказывает Евгений. – Я спросил: "А меня надолго?" – "Ну, как дело пойдет, может, на два часа, а может, на семь лет".

Евгений рассказывает, что нашел женщину, которая согласилась временно присмотреть за его детьми, и усадил их в эвакуационный автобус. Сыну на шею он успел повесить сумку с телефонами.

"Я научился спать на одной ноге"

Российские солдаты посадили Евгения Межевого в автомобиль и увезли на допрос. Сначала его расспрашивали о военной службе, потом завязали глаза, связали ему руки и снова куда-то перевезли. Лишь потом Евгений понял, что это было СИЗО в Новоазовске. Там он пробыл два дня.

Следующий этап так называемой фильтрации проходил в помещении Донецкого управления по борьбе с организованной преступностью, которое заняли российские войска. Евгения снова спрашивали о военной службе, о деятельности "Азова". В конце концов у него забрали документы и увезли в колонию в поселке Еленовка на территории так называемой "ДНР": там россияне держали украинских военнопленных.

"Когда нас привели – затолкали в шестиместную камеру 54 человека. Кормили, как свиней, из грязной посуды. Ни вилок, ни ложек, – вспоминает Евгений. – Через пять дней перевели в другую камеру, двухместную, где разместились 28 человек. Там даже негде было сесть. Два человека вынуждены были стоять, причем на одной ноге. Настолько мало места было, что я научился спать на одной ноге".

В Еленовке Межевой провел 45 дней. 26 мая ему сообщили, что он свободен. Мужчину отпустили так же, как забрали – без объяснений. На свободе с Евгением оказался еще один человек. Вместе они направились в Донецк, чтобы забрать изъятые документы. В Донецком управлении по борьбе с организованной преступностью им отдали все документы, кроме свидетельств о рождении детей, – сказали, что по ним дети улетели в Москву.

Дети Евгения Межевого – Матвей, Святослава и Александра
Дети Евгения Межевого – Матвей, Святослава и Александра

"Они были предоставлены сами себе. Меня искали"

Евгений выяснил, что после того, как его задержали во время "фильтрации", его детей эвакуационный автобус привез в село Безымянное в Донецкой области. Сначала дети жили в доме культуры, за ними присматривала женщина, которую об этом еще в Мариуполе попросил Евгений. Но потом она куда-то исчезла.

"Они были предоставлены сами себе. Они меня искали. Матвей писал объявление, девочки бегали, расклеивали. Потом директор дома культуры вызвала соцслужбу, потому что дети были сами себе предоставлены. Их забрали в Новоазовскую центральную больницу, они там сидели", – рассказывает Евгений Межевой.

Из больницы детей перевезли в детский дом в Донецке, а там им утром 27 мая сообщили, что они улетают в Москву. Из российской столицы детей отвезли в детский санаторий "Поляны" – это загородный филиал Детского медицинского центра Управления делами президента РФ. Вместе с тремя детьми Евгения Межевого в Россию тогда был депортирован 31 украинский ребенок.

Впервые пообщаться с отцом дети смогли лишь через неделю после приезда в санаторий. Тогда Евгений получил в соцслужбе так называемой "ДНР" телефон воспитательницы, которая была с детьми в России. Периодически им давали созвониться. Но самый важный звонок был 16 июня, с телефона, который мужчина повесил на шею сына, когда его задерживали. Матвей сообщил, что его и сестер в России хотят усыновить.

"Папа, приехали из соцслужбы, нас хотят усыновить. Не могут они нас привезти в Донецк, потому что там сильно стреляют. Мы либо в интернат, либо нас усыновят. Они сказали, что у тебя максимум пять дней", – вспоминает Евгений.

"Я приехал через два", – говорит он.

Деньги на билет в Москву Евгению собрали волонтеры. Они же договаривались с соцслужбой так называемой "ДНР", писали письмо на имя российского президента с просьбой передать детей законному представителю. Еще несколько дней воссоединившаяся семья жила в доме местного волонтера, а затем получила предложение уехать за границу.

Уже около восьми месяцев семья живет в столице Латвии. В Риге они снимают квартиру. Евгений ходит на работу, Матвей со Святославой – в школу, а Александра – в садик.

Евгений Межевой с детьми
Евгений Межевой с детьми

Депортированные "сироты"

Уже в Латвии семья поняла, что Матвей был прав, боясь, что их усыновят. Вместе с Межевыми в группе украинских детей, депортированных из Мариуполя, был мальчик Филипп. Позже выяснилось, что его усыновила российская уполномоченная по правам ребенка Мария Львова-Белова. Ребенку вручили паспорт РФ и организовали вокруг этого медийную кампанию. Филипп Головня говорил российским журналистам, что он сирота, в Мариуполе жил с опекунами и что они его якобы выгнали из дома после начала российского вторжения.

Евгений Межевой рассказывает, что, когда история с Филиппом стала публичной, его сын сразу узнал мальчика. "Там все из его группы, что там узнавать. 31 человек, их как привезли из Мариуполя, так они повсюду и были вместе", – говорит мужчина.

Позже Матвей узнал, что другим вывезенным в Россию украинским детям нашли новые, российские семьи. Об этом ему рассказал по телефону товарищ из лагеря, которого тоже усыновили.

История мариупольской семьи Межевых – одна из немногих со счастливым концом в виде воссоединения семьи. По данным детского омбудсмена Украины Дарьи Герасимчук, в Россию с оккупированных территорий Украины незаконно депортировали около 14 тысяч детей, при этом вернуть обратно в страну удалось пока лишь 125 детей.

Тем временем исследователи Йельского университета опубликовали доклад, в котором говорится, что Россия удерживает по меньшей мере шесть тысяч украинских детей в нескольких десятках спецлагерей, но фактическая цифра может быть значительно выше, пишет Reuters. Среди переселенных есть дети с родителями или находящиеся под семейной опекой, а также те, кого российские власти считают сиротами, кто находился на попечении украинских госучреждений до вторжения или чья опека была неопределенной из-за войны, отмечают исследователи. Самому младшему ребенку, указанному в российской программе, было всего четыре месяца, а в некоторых лагерях дети от 14 лет проходили военную подготовку.

Уполномоченная по правам ребенка Российской Федерации Мария Львова-Белова утверждает, что из Украины, в первую очередь из социальных учреждений, вывезли в РФ лишь около двух тысяч детей.

По данным украинских правозащитников, по меньшей мере 400 украинских детей уже живут в новых российских семьях.

Материал полностью можно прочитать на сайте Украинской службы Радио Свобода

XS
SM
MD
LG