США и Евросоюз подозревают Казахстан в том, что он помогает России обходить санкции, наложенные на нее за развязанную войну в Украине. Власти Казахстана ранее неоднократно заявляли, что не будут помогать России обходить ограничения. Но агентство Bloomberg со ссылкой на высокопоставленного европейского дипломата утверждает, что они это делают, по крайней мере, в том, что касается закупок микрочипов, которые в том числе используются в ракетах. Аналогичным образом "помогают" России закупать на Западе чипы двойного назначения Объединенные Арабские Эмираты и Сербия.
Казахстан на прошлой неделе посетил госсекретарь США Энтони Блинкен. Во время визита он отметил, что США "внимательно следят" за тем, как санкции сказываются на соседних с Россией странах, и сказал, что казахстанские компании должны отказаться от любых связей с российским бизнесом. В ответ глава казахстанского МИД фактически признался, что властям страны крайне сложно управлять торговыми процессами между двумя странами.
Казахстанские экономисты признают, что поставки электронной продукции в Россию из-за санкционной политики приносят очень большую прибыль, до 150%, потому что Россия в любом случае будет покупать эти товары по любой цене. Айдар Алибаев в разговоре с Настоящим Временем отметил, что казахстанский бизнес, имея возможность получать очень высокую прибыль, "пойдет на любые ухищрения". "Само государство поддерживает санкции и не хочет их нарушать, а бизнес на это идет", – отмечает он. И это, по его мнению, в будущем может грозить казахстанским компаниям серьезными санкциями.
– Поставки в Россию чипов и проводников – это очень серьезно, ведь их могут использовать в военных целях. У Казахстана могут быть из-за этого проблемы?
– Если именно в чистом виде будут серьезные поставки чипов и полупроводниковой продукции, то проблемы, вполне логично, могут возникнуть.
– Может ли правительство Казахстана знать, иметь отношение к тому, что через Казахстан чипы идут в Россию? И если да, то какие у таких действий могут быть последствия?
– С одной стороны, правительство Казахстана само объявило о том, что оно не будет нарушать санкции, объявленные против России.
С другой стороны, учитывая нашу достаточно прозрачную таможенную границу, учитывая огромный размер этой границы, я лично считаю, что наше правительство не в состоянии четко и однозначно эффективно на 100% контролировать вопрос поставки этой продукции.
А бизнес, имея возможность получать очень высокую прибыль с поставок такой продукции двойного назначения, пойдет на любые ухищрения, чтобы преодолеть сопротивление, преодолеть барьеры. И здесь возникает такая, в некотором смысле парадоксальная ситуация: когда само государство поддерживает санкции и не хочет их нарушать, а бизнес на это идет.
– Если, как вы говорите, этим занимается бизнес и частные компании, против них конкретно могут применить точечные санкции? Или отвечать все равно будет государство?
– Я думаю, что если какие-то санкции будут применяться, то для начала, наверное, именно с них и начнут. При этом, конечно, будет иметь значение размер этого бизнеса: маленьких частных перевозчиков, которые перевозят в багажниках автомобилей, сумках и т.д., вообще установить и поймать будет очень сложно.
Но если какая-то компания будет серьезно поставлять эту продукцию на какой-то договорной основе и в серьезных количествах, то, конечно, отследить ее, поймать и наказать будет намного проще.
– С частными компаниями понятно. Какие последствия ожидают в целом государство Казахстан, могут ли конкретно против целой страны принять какие-то санкции?
– Насколько я понял, нам отпустили один на год на то, чтобы мы исправили эту ситуацию. Если в течение этого срока ситуация не будет улучшаться, то сперва могут пойти санкции против частного бизнеса, а потом по мере нарастания начнутся какие-то предупреждения и могут вступить санкции против непосредственно государства в целом. Теоретически на сегодня я этого не исключаю.
Как будет развиваться дальше история, покажет время, но мне бы очень не хотелось, чтобы Казахстан нарвался на такие очень неприятные последствия для себя.
– Вы сами сказали, что проблему "серого" экспорта решить сложно, но тем не менее как долго Запад будет закрывать глаза на происходящее?
– Вопрос о том, каково терпение Запада будет в отношении этого всего, – это очень многофакторный вопрос. Торопиться наказывать Казахстан, я так предполагаю, они не будут, потому что Казахстан по многим позициям сегодня тоже нужен тому же Западу.
В то же время если сейчас полностью "запечатать" Казахстан как страну, через которую проходит "серый" или параллельный импорт, то потом могут пойти вообще очень даже нестандартные и непредсказуемые решения. А сейчас через Казахстан, по крайней мере, это можно мониторить и отслеживать и каким-то образом регулировать и контролировать. А в случае закрытия Казахстана, процессы могут принять более сложную форму.