Украденное письмо в подарок от Путина. О чем рассказывает экс-президент Аргентины, которую судят по делу о коррупции
3 июня 2019 года
Екатерина Базанова
Коррупция, сокрытие документов, пособничество террористам. Суд над бывшим президентом Аргентины Кристиной Киршнер и новые уголовные дела не мешают ей продавать огромными тиражами автобиографию и идти на выборы
"Бывшие президенты Нестор Киршнер и Кристина Фернандес создали и больше двенадцати лет руководили преступной организацией…", – дочитав до этого места, секретарь суда нервно кашлянул и жадно глотнул воду из запотевшего стакана. В самом большом зале судебного комплекса "Комодроро Пи" в Буэнос-Айресе стояла невыносимая жара и духота.
Первое заседание по скандальному "Дорожному делу", в зале – ни одного свободного места. Главная подсудимая – Кристина Фернандес де Киршнер, которая руководила Аргентиной с 2007 по 2015 год, а сейчас занимает пост сенатора. Помимо нее по делу проходят еще 12 человек.
По данным следствия, Киршнер вместе со своим супругом Нестором Киршнером (президент Аргентины с 2003 по 2007 год, ныне покойный) 12 лет возглавляла преступную организацию из чиновников и предпринимателей, обогащаясь за счет взяток от участников тендеров по дорожному строительству. Уголовный кодекс предусматривает за это преступление от 5 до 16 лет тюрьмы.
Киршнер настаивает на своей невиновности и говорит о преследовании по политическим мотивам. После того, как к власти в Аргентине пришел Маурисио Макри, на нее завели десять уголовных дел. Многочисленные коррупционные дела против президентов, губернаторов, министров, как бывших, так и действующих, – обычная практика в Аргентине: против самого Макри, его родственников и членов правительства прямо сейчас расследуется не меньше семи.
За три дня до судебного заседания Кристина (аргентинцы называют ее так, просто по имени) объявила, что в октябре 2019 года будет баллотироваться на пост вице-президента. Она идет на выборы вместе с Альберто Фернандесом, который с 2003 по 2008 год ("при Киршнерах") возглавлял правительство. Опросы общественного мнения называют их фаворитами будущей гонки, вне зависимости от того, решится ли Маурисио Макри пойти на второй срок или выберет преемника.
Заблаговременно, как бы готовясь к будущей предвыборной кампании, Кристина Киршнер в апреле 2019 года опубликовала книгу. Она называется "Чистосердечно". Первый тираж раскупили за несколько часов.
Уголовное дело за подарок Путина
"Книга Кристины? Шутишь? Еще вчера закончилась. Расходится лучше, чем пирожки. Только что заказали новую партию", – говорит продавец магазина на улице Корриентес в Буэнос-Айресе. Книжные на этой улице встречаются чуть ли не каждые сто метров, но из пяти выбранных наугад магазинов “Чистосердечно” находится только в одном. Бестселлер переиздавали уже четырежды, за месяц продано более 250 тысяч экземпляров.
В книге Кристина Киршнер рассказывает о своей жизни – с начала учебы на юридическом факультете и до сегодняшних дней. Много критикует правительство Макри, подробно разбирает возбужденные против нее уголовные дела, делится деталями личной жизни и вспоминает случаи из президентских будней.
Президент России Владимир Путин упоминается в книге несколько раз. Итогом одной из встреч с российским лидером стало уголовное дело по статье "нелегальное хранение исторических документов".
В сентябре 2018 года в квартире и доме Кристины проводили обыски по делу о многомиллионных взятках. Ни наличных, ни тайных сейфов не нашли, но вынесли 94 коробки с документами. Среди них оказалось два исторических: полицейское досье с отчетами столетней давности о слежке за оппозиционным политиком и будущим президентом Иполито Иригойеном и письмо главного героя войны за независимость Аргентины от Испании – "отца нации", генерала Хосе де Сан Мартина, датированное 1835 годом. Реликвии передали в Национальный архив. Там их подлинность подтвердили и заявили, что документы были украдены и проданы на черном рынке.
История полицейского досье по сей день остается неизвестной, а вот о генеральском письме Киршнер рассказывает в книге.
Письмо Хосе де Сан Мартина адресовано Бернардо О’Хиггинсу, чилийскому сподвижнику генерала. Документ хранился в Национальной библиотеке Чили, откуда таинственным образом исчез в 1979 году, во время правления генерала Аугусто Пиночета.
Спустя 36 лет, в апреле 2015 года, во время визита Кристины Киршнер в Россию Владимир Путин сделал своей гостье неожиданный подарок. "Когда я открыла коробку и увидела настоящее письмо Сан Мартина О’Хиггинсу, я чуть не умерла. Я посмотрела на Путина и спросила: "Откуда вы его взяли?" Ответ не заставил себя ждать и удивил меня еще больше: "Мы специально купили его для Вас в Нью-Йорке", – рассказывает в своей книге Киршнер.
Она объясняет, почему не заявила о подарке и оставила его себе: считала, что аргентинский закон о сокрытии, уничтожении и нелегальной перепродаже исторических документов был временным и перестал действовать в 1962 году. Обвинение собирается оштрафовать Кристину на крупную сумму, а Чили требует вернуть генеральское письмо в Национальную библиотеку.
Теракт, шпион и смерть прокурора
За двухсотлетнюю историю Аргентины лишь двух президентов обвиняли в измене родине: генерала Хуана Доминго Перона после его свержения военными в 1955 году и Кристину Киршнер – за пособничеству терроризму. По версии обвинения, она за нефтяные контракты с Ираном препятствовала аресту организаторов теракта в AMIA в 1994 году (AMIA – "Израильско-аргентинская ассоциация", одна из старейших эмигрантских еврейских организаций в стране, основанная в 1894 году). В "Чистосердечно" экс-президент рассказывает свою версию произошедшего.
18 июля 1994 года в Буэнос-Айресе смертник на заминированной машине врезался в здание "Израильско-аргентинской ассоциации", убив 85 человек и ранив более 200. Расследование и суды идут до сих пор, осужденных за подготовку и осуществление теракта нет. С самого начала Кристина Киршнер – тогда депутат – была тем политиком, кто настаивал на максимально прозрачном расследовании и общался с родственниками погибших. Казалось, власти вообще не заинтересованы в том, чтобы найти виновных. За терактом стояла "Хезболла". Говорили, что тогдашний президент Аргентины Карлос Менем за огромную взятку лично тормозил поиск преступников. (В начале 2019 года суд оправдал Менема по делу о "противодействию расследованию").
Следователи несколько раз менялись, пока в 2007 году прокурор Альберто Нисман не представил в Интерпол список из пяти подозреваемых иранцев. Среди них – бывший министр безопасности, экс-глава Революционной гвардии и дипломаты.
Но все предполагаемые организаторы взрыва находились в Иране, а аргентинское законодательство не разрешает начинать суд в отсутствии обвиняемых. Дело не двигалось.
В 2013 году Кристина Киршнер и министр иностранных дел Аргентины Эктор Тимерман объявили о дипломатическом прорыве: Тегеран готов обсуждать требования Буэнос-Айреса по делу AMIA. "Какие иллюзии были по поводу этого меморандума! Только представьте фотографию аргентинского судьи в Тегеране, который допрашивает обвиняемых иранцев. О, как наивны мы были!" – пишет Киршнер. Чтобы документ вступил в силу, его должны были рассмотреть и одобрить парламенты двух стран. Иранские депутаты так никогда и не приступили к его чтению.
В декабре 2014 года Киршнер начала кадровые перестановки в управлении национальной разведки. Среди уволенных был Антонио "Хайме" Cтиусо – глава оперативного отдела разведки и хороший друг прокурора Нисмана. "Меня вы так просто уволить не можете. От меня зависит, закончат президенты в полосатой робе или нет", – якобы заявил "Хайме". И пошел в контрнаступление против президента Киршнер, уверена она.
В январе 2015 года Альберто Нисман неожиданно вернулся из отпуска раньше запланированного и публично обвинил Кристину Киршнер и главу МИДа Эктора Тимермана в укрывательстве терроризма. По его словам, меморандум 2013 года предполагал выгодные нефтяные контракты с Ираном в обмен на отмену международного розыска подозреваемых по делу AMIA.
Эту информацию официально опроверг Интерпол, а сам меморандум никогда не вступал в силу. Но прокурор Нисман уверял: доказательства сговора есть – и обещал предоставить их в парламенте. За день до выступления, 18 января 2015 года, Нисмана нашли мертвым в туалете собственной квартиры. Официальная версия – самоубийство. Киршнер считает, что прокурор стал жертвой манипуляций шпиона "Хайме". Тот якобы убедил Нисмана в том, что его собираются отправить в отставку, и что обвинить президента – его единственный шанс сохранить пост и карьеру, пообещал секретные архивы разведки, но так ничего и не передал.
Снова в тюрьму?
Смерть Нисмана расследуют до сих пор, о ней успели написать несколько книг. Противники Киршнер и родственники прокурора настаивали, что Нисмана убили, но так и не смогли представить достаточные доказательства этой версии. Через несколько месяцев после смерти прокурора президентские выборы выиграл Маурисио Макри.
Замаячившая перед Киршнер угроза оказаться за решеткой – не первая в ее жизни. 6 января 1976 года ее вместе с мужем и двумя друзьями арестовали на юге Аргентины – на родине Нестора Киршнера, в городе Рио-Гальегос. Военные еще не совершили переворот, но уже вовсю охотились за политическими активистами-оппозиционерами, каким и был Нестор Киршнер.
В автобиографии Кристина вспоминает, как их разделили и она оказалась в женском СИЗО. Через несколько дней на пороге камеры появилась ее свекровь – мать Нестора. "Увидев меня на койке, накрытой старыми рваными покрывалами, она воскликнула сквозь слезы: "У тебя даже простыней нет!" – "Ой, Мария, какие простыни! Сделайте что-нибудь! Освободите нас отсюда!" Супруги провели в тюрьме 17 дней и вышли на свободу благодаря семейным связям родителей Киршнера.
Сейчас, спустя сорок с лишним лет, от ареста Кристину Киршнер спасает сенаторская неприкосновенность. Она ходит на все допросы и присутствует на заседаниях суда. Когда секретарь "Комодроро Пи" дочитает 60 двухсотстраничных томов дела, в суде начнут допрашивать свидетелей – их более 160. Один из свидетелей – политический соратник Кристины и будущий кандидат в президенты Альберто Фернандес.
Выборы президента и вице-президента назначены в Аргентине на октябрь.
Книга Кристины Киршнер пока не переведена на русский язык. Цитаты приводятся в переводе автора статьи по изданию: Cristina Fernandez de Kirchner "Sinceramente", -cuarta edicion, Ciudad Autonoma de Buenos Aires: Sudamericana, 2019.