По официальным данным Росстата, доля бедных в России сегодня составляет лишь 13% или 19 миллионов человек. Но ученые даже в госструктурах признают, что на самом деле бедных больше. По данным Российской академии народного хозяйства, в бедности сегодня живут 22% россиян, а еще более 35% находятся в зоне риска, то есть могут скатиться в бедность в любой момент и не готовы уверенно планировать будущее. Представители этой группы могут позволить себе приобретать еду и одежду, но дорогостоящие покупки вызывают у них затруднения, а какие-либо перспективы повышения материального статуса полностью отсутствуют.
При этом лишь 28% россиян, по данным РАНХ, живут в относительном комфорте с экономической точки зрения.
О росте числа бедных в России говорят и результаты социологических опросов. По данным негосударственного "Левада-Центра", только 5% жителей России в этом году провели отпуск за рубежом, а каждый пятый вообще не был летом в отпуске. Социологи также отмечают рост социального напряжения среди россиян и подчеркивают, что прежде всего это связано с ростом цен, обнищанием населения и безработицей.
Нарастающий уровень бедности уже привел к психологическим изменениям сознания значительной доли россиян. Люди не просто стали по-другому тратить деньги – изменилось их отношение: к кредитам (стали брать больше, в том числе высокопроцентных кредитов, и реже отдавать их в срок), финансовым рискам и планированию будущего. В чем еще выражаются эти психологические сдвиги? Телеканал "Настоящее Время" поговорил об этом с Мариной Красильниковой, руководителем отдела изучения доходов и потребления "Левада-Центра".
— Когда мы говорим, что большая часть России живет в бедности, – что это означает в буквальном смысле?
— Уже долгое время большая часть российского населения чувствует себя живущей в кризисе, опросы показывают, что это ситуация примерно последних 10 лет.
Осознание жизни в бедности означает важные вещи для понимания того, как российские граждане воспринимают те или иные события, ценности. Две трети российского населения живут в ситуации, когда они ежедневно борются за свое существование – нужно описывать эту ситуацию именно такими словами. Их доходов хватает только для обеспечения текущих нужд. При советской власти о таких говорили: живут от зарплаты до зарплаты.
Ситуация бедности создает у людей очень специфический взгляд на окружающую действительность. Люди не строят долгосрочных планов. Люди снимают с себя ответственность за обстоятельства семейной жизни, на которые, как они считают, у них все равно нет денег, на качественное образование, качественное медицинское обслуживание. Часто эти люди никак не решают вопрос нормального жилья.
У людей, у которых хватает денег только на текущие нужды, для решения всех этих проблем средств нет, и они невольно снимают с себя ответственность за решение этих проблем, перекладывая ее на государство. Именно отсюда возникают вопросы о распространенном в российском обществе патернализме. Но на самом деле здесь мы наблюдаем не иждивенческий патернализм, а ситуацию безысходности.
— То есть они постоянно чувствуют, что живут в кризисе?
— Осенью 2018 года был 20-летний юбилей кризиса 1998 года, первого в постсоветской России. Мы задавали респондентам много вопросов на этот счет и выяснили, что более 40% российских граждан, по их собственным словам, "постоянно живут в кризисе". То есть "кризис" – это субъективное восприятие условий жизни большинства российских семей.
И в этом смысле экономический кризис перестает быть для них чем-то экстраординарным. Трудности перестают характеризоваться как временное явление. Зато есть ощущение постоянных и бесконечных проблем.
— Может ли человек привыкнуть к состоянию бедности?
— Привыкнуть к бедности можно, это относительное понятие. В каждом обществе есть бедные и богатые. Но в России речь идет о глубине бедности и о том, возможно ли в рамках одной человеческой жизни принципиально поменять жизненные условия. Обычно о таких изменениях говорят как о "социальных лифтах" вверх.
Ключевой вопрос – возможен ли выход из бедности. Но пока в России мы видим начало пути "застойной бедности", из которой нет выхода. Но будем надеяться, что массовый феномен "застойной бедности" все-таки в России удастся предотвратить.
— Как бедность влияет на психологическое настроение россиян? В какую сторону может пойти общество, наполовину состоящее из обреченных людей?
— Бедное общество с трудом строит планы на будущее. Оно также очень недоверчиво. И ему очень сложно выработать согласованный план действий для решения своих же проблем. В таком обществе низкий уровень гражданской солидарности, низкий уровень развития гражданского общества.
С точки зрения потребительского поведения, такие люди склонны все свои ресурсы тратить на текущие нужды. И даже когда у них теоретически появляются возможности для накопления, люди все равно отказываются от них и склоняются в сторону текущего потребления.
В последние годы власти говорили о том, что в России растут накопления. Но это было связано не с тем, что люди были готовы перейти к другой модели потребления, а с тем, что люди опасались, что им реально не хватит денег на ближайшие нужды, на текущие нужды. Это были вынужденные сбережения, а не сбережения для долгосрочных целей.
Почти две трети (61%) россиян считают, что президент России Владимир Путин в полной мере несет ответственность за проблемы, которые стоят перед страной. Согласно опросу "Левада-центра" еще 22% полагают, что президент ответственен в "некоторой мере". 10% россиян уверены, что Путин все делает правильно, а проблемы возникают из-за "нерадивых и коррумпированных чиновников". 6% респондентов винят во всем "объективные обстоятельства".
КОММЕНТАРИИ