Новый премьер-министр Украины Денис Шмыгаль сразу после своего назначения сделал неожиданное заявление, что Украина должна обеспечить водой жителей аннексированного Россией Крыма:
"В Крыму живут украинцы. Мы не перекроем воду для украинцев. Точка. Крым – это Украина", – дословно заявил он.
Реплика Шмыгаля вызвала бурную дискуссию как среди украинских политиков, так и среди крымских татар. С 2014 года, когда Крым был аннексирован Россией, Украина не поставляет пресную воду на полуостров через Северо-Крымский канал. И раньше позиция украинской власти по этому поводу была неизменной: вода в Крым пойдет только после деоккупации. Но в последние недели в команде президента Зеленского все чаще высказываются идеи возобновить поставки. Но не просто так, а в обмен на определенные политические уступки.
"Если дать воду в Крым и при этом иметь большое преимущество в переговорах по Донбассу, то, моя личная позиция, это достаточный компромисс. Я бы на такое пошел", – заявил недавно глава правящей фракции "Слуга народа" в Верховной Раде Давид Арахамия, один из самых близких соратников Зеленского.
Правда, сразу же после этого Арахамия публично извинился, заявив, что его не так поняли.
Уточнил свою реплику по поставкам воды и Денис Шмыгаль: он написал в фейсбуке, что главный тезис его речи – о том, что воду в Крым не могут дать до деоккупации, – "затерялся" в студии и так и не прозвучал в эфире. Позже Шмыгаль заявил:
"Мы будем поставлять, в случае необходимости или гуманитарной угрозы, украинцам воду для хозяйственных нужд и питья. Хоть цистернами, хоть канистрами, хоть бутлями, но мы должны это обеспечить. Это наша обязанность перед украинцами".
Слова нового украинского премьера возмутили лидера крымскотатарского народа Мустафу Джемилева.
"Я боюсь, что если он будет повторять вот такие вещи, то продолжительность его пребывания на должности премьер-министра будет еще короче, чем у Гончарука", – заметил Джемилев.
Сейчас Крым берет воду из подземных источников и собственных хранилищ. Джемилев считает, что на полуострове "питьевой воды достаточно" и необходимости в украинских поставках нет.
"На 85% действительно вода была днепровская, но это в основном была техническая вода, – объясняет Джемилев. – Сейчас этой воды нет, и, конечно, там кризис. Но эта вода – не для питья, а для ведения промышленности, сельского хозяйства и, главное, для военных баз".
В представительстве президента Украины в Крыму после слов Шмыгаля заявили: позиция не изменилась, никакой украинской воды на полуостров до деоккупации не пойдет.