С января единственный в Украине крымскотатарский телеканал ATR существенно сократил эфирное вещание и сейчас работает всего несколько часов в день. Его счета заблокированы, хотя в 2020 году в госбюджете на него запланировано около двух миллионов долларов.
ATR довольно популярен в Крыму: до аннексии полуострова Россией он работал там, а потом редакция перебралась в Киев. В конце января ATR вышел в эфир с пустой студией. Единственный крымскотатарский телеканал в Украине объявил, что не получил финансирование от государства и поэтому находится под угрозой закрытия.
Ленур Ислямов, владелец и директор ATR, рассказывает, что теряют зрители телеканала: "Мы не показываем новости, которые происходят в Украине, [важные] для Крыма на крымскотатарском языке. Мы остановили продакшен, который идет в Крыму и здесь, на материковой Украине. Мы остановили съемки судов, которые происходят и в Крыму, и в Ростове, куда уже вывезли наших граждан Украины и судят. Мы не говорим о политзаключенных, которые здесь".
ATR получает поддержку из госбюджета с 2016 года за счет программы расселения и обустройства крымских татар и лиц других национальностей, депортированных с территории Украины. Когда государственные деньги поступать перестали, на производство контента и зарплаты сотрудникам у телеканала стало не хватать денег.
"Крымскотатарский народ так же, как и все граждане Украины, которые проживали в Крыму до российской оккупации, это одна из пострадавших сторон от этой оккупации. И была очень сильная политическая воля в то время, чтобы крымских татар поддерживать на всех уровнях – на политическом, и в том числе чтобы финансировать телеканал", – говорит Галина Петренко, директор общественной организации "Детектор медиа".
В официальном письме Госказначейства Украины руководству ATR объясняется, что возникли разногласия в трактовке закона о публичных закупках, поэтому начислений пока не будет. Директор ATR Ленур Ислямов уточняет: теперь государство требует от телеканала проведения тендера на осуществление деятельности.
"То есть мы должны будем заказывать эти услуги. Вот говорим так: у нас формируется поездка в Крым журналистов. Ирина Кононенко [журналист] размещает заказ, еще 10 человек размещают заказ. Все говорят: "Мы все поедем в Крым снимать сюжет". Мы даем камеру. Значит, вы выигрываете тендер, ваша компания, и едете в Крым снимать для ATR. Мы разместили заказ – вы поехали в Крым. Как вам такое? Вас же сразу же арестуют моментально – с камерами, со всеми делами".
В Национальной раде по вопросам телевидения и радиовещания допускают, что такая ситуация может быть технической ошибкой сотрудника Госказначейства.
"Мы не знаем, где возникла идея проведения конкурса – в Госказначействе или в каком другом органе власти. Но для меня лично это странно, – говорит Сергей Костинский, член Национальной рады по вопросам телевидения и радиовещания. – По моему мнению, это блокирование произошло искусственно".
Директор "Детектора медиа" Галина Петренко объясняет, что по закону все компании, которым государство предоставляет финансирование, должны использовать эти деньги через тендеры. Исключения для крымскотатарского телеканала сделать невозможно: нет специального механизма. Кроме того, у государства нет денег на финансирование телеканала.
"Все выглядело так, что просто в ручном режиме кто-то говорил казначейству: "Давайте им без тендеров". Прошлая власть это разрешала, и какие-то чиновники были уверены, что им за это ничего не будет. Одной из версий, почему у ATR не выходит получить государственные деньги, я считаю это реалистичным, с начала года государственный бюджет не выполняет свою доходную часть, план по доходам", – поясняет Галина Петренко.
Эльзара Велиляева в 2014 году с детьми и мужем уехала из Бахчисарая после аннексии Крыма. Для нее, как и для 20 тысяч крымчан, которые также покинули полуостров, единственный информационный телеканал, которому они доверяют, – это ATR. "Канал транслирует и показывает нам правду – ту правду, которая происходит на сегодняшний день в Крыму. Так как мы в силу политических обстоятельств в Крыму не бываем, мы невъездные, и слышать родную музыку… У меня бывает такое, что я даже плачу".
Эльзара и другие крымские татары организовали сбор средств на поддержку своего телеканала. А руководство ATR ищет альтернативные пути финансирования: уже попросило Европарламент и Европейскую комиссию о финансовой помощи.