Многие крымские татары еще в 2014 году от войны бежали на материковую Украину из аннексированного Крыма. Другие до сих продолжают покидать полуостров из-за преследования со стороны российских властей. Журналисты Настоящего Времени побывали в поселке Новоалексеевка Херсонской области, который находится в 20 километрах от админграницы с Крымом, и поговорили с крымскими татарами, которые вынуждены были покинуть свой дом из-за аннексии.
В народе Новоалексеевку называют Новотатаровкой, так как больше половины жителей здесь – крымские татары. И это самое большое их поселение на территории материковой Украины.
В Новоалексеевке живут сейчас порядка семи тысяч крымских татар. Часть из них поселилась здесь еще в 70-х годах, возвращаясь из стран Центральной Азии после депортации. Остальные переехали после аннексии Крыма Россией в 2014 году. В поселке даже есть крымско-татарская школа – единственная на территории материковой Украины. А через дорогу от православной церкви построили мечеть.
"После аннексии Крыма у нас был очень сильный наплыв. Началась паника. Много людей заезжали, выезжали. Вокзал кишит. Людям негде было останавливаться. Негде было поспать. И у нас здесь есть комнатка. Рядом с мечетью. Она уютненькая. Много людей приходило и оставалось", – рассказывает имам Усеин Тохлу.
Из-за преследований со стороны крымских властей татары до сих пор продолжают выезжать с аннексированного полуострова, говорит имам. Но даже приехав на материковую часть Украины, многие не могут почувствовать себя в полной безопасности, поэтому отказываются от интервью.
"До сегодняшнего дня наш народ скитается. Не потому что нам чего-то не хватало в Крыму, а потому что наш народ не принимает ультиматум. То есть мы не принимаем ситуацию. Мы не хотим быть с Россией", – продолжает Усеин Тохлу.
До 2014 года Альме Эмирсале в Бахчисарае преподавала украинский язык в школе для детей крымских татар.
"Учебники, которые мы получали из России, открываешь: "Москва – столица нашей родины". Я поняла, что доработаю я после 4 класса с детьми. А потом 4-5-6 лет пройдет, Украина в любом случае вернет Крым, а потом я должна буду сказать: "Вы знаете, я ошибалась. Вот Киев – это наша столица. Украина – это наше государство. А то, что я вам говорила, неправильно". Это не мое. Я не могу", – говорит Альме Эмирсале.
Альме приносит стопку альбомов с фотографиями. Все они связаны с ее прошлой жизнью в Крыму. На аннексированном полуострове женщина не была уже семь лет.
"У меня покойный отец говорил: "Это собака, которая сорвалась с цепи. Она когда сорвалась, не понимает, что она хочет". Так он характеризовал Россию, которая аннексировала Крым", – продолжает Альме.
Из-за близости к полуострову после аннексии Крыма Херсонская область стала своего рода перевалочным пунктом для крымских татар. Многие не хотят уезжать далеко, надеются, что в скором времени вернутся домой.
Амбеджит Сулейманов – член Меджлиса крымскотатарского народа. Эта организация запрещена в России и признана экстремистской. Амбеджит помогает переселенцам из аннексированного Крыма.
"Российская сторона крымчан выпускает один раз в год. Это решение пророссийской власти в Крыму. Крымчанин на территорию материковой Украины может выехать один раз. Исключение составляет, когда он к родственнику по первой линии может выехать на материк или на лечение. Во всех остальных случаях крымчанин может выехать всего один раз. Это очень проблематично, проблематично не только в вопросе поездки на материк. Очень много людей приезжало сюда за приобретением лекарств", – рассказывает Амбеджит Сулейманов.
Часть семьи Амбеджита после аннексии осталась в Крыму, часть уехала в Киев. Поэтому здесь, в Херсоне, он живет один. После аннексии многие семьи крымских татар оказались разделенными.
"Я знаю однозначно, что Крым вернется. Не знаю, конечно, когда это произойдет. Очень многое зависит от международных организаций. Например, Америка, Германия, Англия, Франция могли сделать так, чтобы Россия быстро развалилась. Самое простое – перекрыть денежные расчеты международные. Основная масса денег российских олигархов и их имущество находится за границей. Арестовать имущество. Запретить детям и семьям быть за границей, кто в санкционном списке. Да они сами бы принесли на блюдце Путина. Хотя, естественно, понимаем, что это не один Путин. Это компания. Но международные партнеры не хотят это делать. Они прекрасно понимают, что если это сделать, Россия завтра развалится на разные кусочки. Возникнет много беженцев. И это будет стоить намного дороже, чем это произойдет постепенно", – считает Амбеджит Сулейманов.
В аннексированном Крыму на Амбеджита заведено уголовное дело по статьям о экстремизме и шпионаже. Ему грозит до 20 лет тюрьмы, поэтому в ближайшее время он точно не сможет поехать на полуостров.