Олигархи и политики
«Слабое звено» в семейном бизнесе Перепрятать подальше Крымский титан Санкционная роща Застройщик Симферополя, лидер IT Киева Непризнанный детский лагерь Пятизвездочные санкции и энергия для войск России и Украины

Застройщик Симферополя, лидер IT Киева. Украинский бизнесмен Василий Хмельницкий и его активы в Крыму

Как украинский бизнесмен-патриот, в прошлом депутат Верховной Рады и его европейские компании три года работали в Крыму, несмотря на санкции ЕС.

«В мире нет лучшего места, чем Украина, и лучшего времени, чем сейчас, чтобы начинать собственный бизнес и зарабатывать деньги», — пишет на своей фейсбук-странице украинский бизнесмен Василий Хмельницкий. Еще в 2017 году украинский Forbes называл его «одним из самых непубличных бизнесменов страны», а сейчас посты от имени Хмельницкого выходят на ютубе и фейсбуке буквально каждый день. За первые три месяца 2019 года он дал два больших интервью.

Василий Хмельницкий — совладелец киевского аэропорта «Жуляны» и депутат пяти созывов Верховной Рады. Занимается строительством и IT. До аннексии Крыма он владел на полуострове жилым комплексом «Жигулина Роща» и ТРК Meganom в Симферополе. Настоящее Время и «Муниципальный сканер» выяснили, что Хмельницкий сохранял контроль над этими объектами и после аннексии, несмотря на европейские санкции.

Отредактированная политическая биография

«Народный депутат пяти созывов. Впервые был избран в парламент в 1998 году от Партии зеленых. В течение каденции входил в состав разных фракций и депутатских групп. В 2014 году завершил политическую деятельность в составе депутатской группы «Суверенная европейская Украина», — говорится на странице фонда Василия Хмельницкого K.Found.

Но его официальная биография опускает несколько важных деталей. Например, тот факт, что Хмельницкий сначала состоял в «Блоке Юлии Тимошенко», а в течение двух парламентских созывов — в пророссийской «Партии регионов». Депутат был в числе тех, кто поддержал «законы 16 января» в период Евромайдана. Поправки предполагали тюремные сроки за блокирование административных зданий, введение статуса иностранных агентов, аресты за участие в митинге в масках и за установку палаток. Противники их принятия называли законы «диктаторскими».

В 2014 году Хмельницкий объявил об уходе из политики.

Спустя три года он создал инвестиционную группу UFuture. В нее входят девять украинских компаний, в том числе аэропорт «Киев» (Жуляны), строительная компания UDP, энергетическая UDP Renewables, фармацевтическая Biopharma и инновационный парк Unit.City в Киеве. Последний — обособленный микрорайон на территории бывшего мотоциклетного завода. В одном месте собраны офисы финансовых и IT-компаний, жилье для сотрудников, бизнес-академия. Пресса называет проект «украинской Кремниевой долиной».

На сайте группы UFuture не указано ни одной компании, которая работала бы на территории Крыма. До аннексии фирмы Хмельницкого занимались на полуострове строительством и торговлей.

Строительство. «Жигулина Роща»

Жилой комплекс «Жигулина Роща» вблизи Симферополя пророссийские СМИ Крыма рекламируют как город в городе. Описывают, что здесь будет современный детсад и школа. «Российская газета» указывала, что на строительство шли деньги не только компании-застройщика, но и крымского бюджета. За госсчет оплатили коммуникации, строительство административных и социальных зданий. В октябре 2018 года назначенная Россией администрация Симферопольского района купила у компании-застройщика — «Столичной коммерческой группы» (СКГ) – квартиру «для граждан из числа реабилитированных народов Крыма» за 2,4 млн рублей, около $37 тысяч по тогдашнему курсу.

На сайте жилого комплекса — красные звезды, предложение купить квартиры «в военную ипотеку» (9,5% годовых для российских военных) и цитата из советского фильма «Офицеры»: «Есть такая профессия — Родину защищать».

Глава Центра инвестиций и регионального развития аннексированного Крыма Ирина Бережная в феврале 2016 года называла «Жигулину рощу» наиболее крупным инвестпроектом с объемом инвестиций в 17 млрд рублей, то есть почти $220 млн. Первая очередь строительства ЖК открылась в июне 2018 года, на церемонию приехал российский глава Симферопольского района Сергей Донец.

Застройщик «Жигулиной Рощи» — компания СКГ — член «Ассоциации застройщиков Республики Крым». Среди партнеров ассоциация указывает назначенного Россией уполномоченного по защите предпринимателей Крыма.

«Столичную коммерческую группу» создали в 2011 году. В ноябре 2014-го ее зарегистрировали в российском реестре юридических лиц. С тех пор собственники компании менялись несколько раз.

В 2016-2017 годах единственным учредителем СКГ была кипрская Synestra Trading Limited. До мая 2016 года долей в Synestra — от 50% до 66,7% — владела Ukrainian Property Development (UPD) Holdings Limited. Компанию UPD Василий Хмельницкий в ответе на запрос Настоящего Времени назвал своей.

С мая 2016 года у кипрской Synestra изменилась структура собственности — сегодня она на 66,7% принадлежит кипрской Laortem Holdings Limited, на 16,6% — с Британских Виргинских островов и на 16,7% — Aronte Group INC, также с Британских Виргинских островов.

Cовет ЕС еще в декабре 2014 года запретил европейским компаниям инвестировать в недвижимость и развивать инфраструктуру в Крыму. Это норма через Великобританию распространяется и на Британские Виргинские острова.

Доля Synestra в «Столичной коммерческой группе» к 2019 году уменьшилась — до 14%.

С мая 2016 года компания Laortem Holdings Limited (основной владелец Synestra) принадлежит россиянину Сергею Мартынову. В 2013 году компания получила от своего предыдущего владельца — Nyland Union Limited (Британские Виргинские острова) — кредит на $3,726 млн.

Сейчас цепочка владельцев «Столичной коммерческой группы» выводит на двух россиян. Упомянутый Сергей Мартынов контролирует 20% СКГ через компании «Медпромстрой» и «Инвест проект». Еще 65% компании-застройщика через «Вест групп консалтинг» принадлежат Роману Митрофанову.

схема
Нажмите чтобы рассмотреть

Владелец символической доли в 0,1% «Столичной коммерческой группы» — компания «Дворцово-Парковый Ансамбль». До ноября 2018 года собственником 99% этой фирмы была UPD Holdings Limited Хмельницкого. Сейчас компанией «Дворцово-Парковый Ансамбль» владеют уже упоминавшиеся выше Сергей Мартынов и Роман Митрофанов.

Настоящему Времени Василий Хмельницкий рассказал, что «Жигулина Роща» больше ему не принадлежит.

«Мне неизвестно, кто сейчас является собственником комплекса. В прошлом году мы продали свою долю в компании, которая владела комплексом», — написал он.

Таким образом, возможное нарушение санкций — в виде инвестирования в крымскую недвижимость — длилось не менее трех лет (до 2018 года).

Торговля. Комплекс Meganom

Мыс Меганом на туристических форумах называют одним из самых красивых, загадочных и теплых мест Крыма. Название мыса позаимствовали владельцы крупного торгово-развлекательного комплекса в Симферополе. До аннексии две очереди комплекса построили компании, связанные с Василием Хмельницким: UTG и «Крымская девелоперская компания» (КДК), которая зарегистрировала товарный знак Meganom.

В августе 2014 года Василий Хмельницкий объявил, что выставляет ТРК Meganom на продажу.

Компания-застройщик этого торгового комплекса — КДК — существует с 2009 года. В 2014-м она «раздвоилась»: в российском реестре юридических лиц говорится, что офис фирмы находится в Симферополе, в украинском — что он в Киеве. В качестве владельца в обоих реестрах до апреля этого года был указана одна и та же кипрская Mosonco Holdings Limited. Половина этой компании до декабря 2018 года принадлежала UPD (Ukrainian Property Development) Holdings Limited Василия Хмельницкого. В украинском реестре Хмельницкий и сейчас указан как конечный бенефициар КДК.

Но в российском реестре показывает другую картину. По информации из ЕГРЮЛ, на октябрь 2019 года кипрской Mosonco Holdings Limited принадлежат 80% КДК, остальные 20% поделили московская компания «Рустех» и севастопольский бизнесмен Александр Рейер.

1 декабря 2015 года КДК купила 50% компании ООО «Олди-Симферополь». Эта фирма управляет магазином строительных материалов Oldi в ТРК Meganom. В ответе на запрос Настоящего Времени Хмельницкий написал, что не знает о покупке. «Мне ничего неизвестно об этом приобретении. Возможно, стоит уточнять о такой операции, если она имела место, у руководства этих компаний», — объяснил он.

Директор «Крымской девелоперской компании» (офис — в Симферополе) Инна Пушкина через секретаря передала отказ от комментария. «На данный момент Инна Юрьевна не готова встречаться с журналистами, давать какие-либо пояснения и вообще о чем-то разговаривать», — сказала секретарь, отказавшаяся представиться. Когда, по мнению директора, момент для комментария будет более подходящим, собеседница не ответила, попросив «не цепляться к словам».

Телефон офиса в Киеве, указанный в украинских регистрационных документах «Крымской девелоперской компании», оказался недействительным.

Как утверждает Василий Хмельницкий, в декабре 2018 года его группа продала свою долю в ТРК Meganom. Торгово-развлекательный комплекс работает в Симферополе и сегодня. Там есть магазины международных брендов Samsung, Tom Tailor, Xiaomi, ruStore (магазин Apple в Крыму), Yves Rocher, United Colors of Benetton, Сalliope, Geox и других.

Капитал, госконтракты и общий офшор

Европейские санкции в отношении Крыма запрещают европейским компаниям приобретать новые или расширять доли в действующих компаниях на аннексированном полуострове. В январе 2016 года «Крымская девелоперская компания», владельцем которой на тот момент была UPD (Ukrainian Property Development) Holdings Limited Хмельницкого, увеличила свой уставный капитал почти в 100 раз — с 2,3 млн рублей до 200 млн рублей.

С 2017 года «Крымская девелоперская компания» (с офисом в Симферополе) заключила три государственных контракта с российскими структурами полуострова на 14 млн рублей. Самый крупный из них — на 13,7 млн рублей ($236 тысяч по курсу 2017 года) — с Российским национальным коммерческим банком, который с 2014 года находится под санкциями и ЕС, и США. «Крымская девелоперская компания» сдала банку в аренду нежилые помещения.

«Крымская девелоперская компания» и «Столичная коммерческая группа», уже упоминавшаяся в связи со строительством «Жигулиной Рощи», связаны между собой через ,кипрскую Laortem Holdings Limited. Для «Столичной коммерческой группы» эта компания — один из владельцев. Для «Крымской девелоперской компании» — постоянный кредитор.

В марте 2014 года Laortem Holdings Limited была поручителем по кредиту, который «Крымская девелоперская компания» брала в украинском «Дельта банке».

В марте 2018 года подконтрольный России Арбитражный суд Крыма рассматривал иск Laortem Holdings Limited против КДК. Истец требовал взыскать $1,2 млн по кредиту, выданному в 2011 году. Компания-ответчик требования сразу признала, суд обязал ее выплатить деньги.

Настоящее Время выяснило, что украинская компания UPD (Ukrainian Property Development) Holdings Limited была в структуре собственников «Крымской девелоперской компании» до декабря 2018 года. UPD 10 лет владела кипрской Mosonco Holdings Limited, а Mosonco в свою очередь была учредителем КДК.

Сейчас владельцы Mosonco — пять фирм, три из которых также входят в цепочку владельцев «Столичной коммерческой группы». Это кипрская Laortem Holdings Limited и две компании с Британских Виргинских островов: Fiolent Limited и Aronte Group INC. Две другие фирмы — Adlon Invest Corporation с БВО и кипрская AB Pillar Holding (СY) Limited.

схема
Нажмите чтобы рассмотреть

Настоящее Время направило запрос в кипрское Министерство юстиции и специальный Комитет по соблюдению санкций Министерства финансов о возможном нарушении санкций со стороны всех вышеупомянутых компаний. В ответственных ведомствах заявили, что в полном объеме выполняют предписания ЕС по санкциям, а в случае с конкретными компаниями посоветовали обратиться напрямую к ним.

Сергей Мартынов — собственник кипрской Laortem Holdings Limited, который частично владеет и «Столичной коммерческой группой», и «Крымской девелоперской компанией», — на запрос Настоящего Времени так и не ответил.

Поделись этой статьей