Два миллиарда рублей или $31 млн. заработали после аннексии Крыма владельцы солнечных электростанций полуострова – хорошо известная российским журналистам-расследователям группа “Солар”. Ее учредили через европейские офшоры бывшие украинские влиятельные чиновники – братья Андрей и Сергей Клюевы. Их компании получали землю на льготных условиях во время президентства Виктора Януковича. Строили электростанции на кредиты украинских и российских госбанков. А электроэнергию продавали украинскому государству в по ценам в пять раз выше оптовых.
В 2014 году для группы настали сложные времена: падение доходов, претензии банков, банкротство предприятий. Но множество косвенных признаков указывают на то, что Клюевы сохранили контроль над активами, перерегистрировали их по российским законам и продолжают вести бизнес, несмотря на европейские санкции.
Солнечный бизнес депутатов Клюевых
Братья Андрей и Сергей Клюевы — люди из близкого окружения бывшего президента Украины Виктора Януковича. Старший, Андрей, был первым вице-премьером, депутатом Верховной Рады и главой администрации президента Украины в решающий период Евромайдана. Младший, Сергей, до недавнего времени – депутат Верховной Рады, был формальным владельцем резиденции “Межигорье” Виктора Януковича.
Оба брата сейчас в розыске. Сергей Клюев фигурирует в делах о злоупотреблении властью, присвоении имущества, мошенничестве и легализации преступных доходов. Андрея Клюева Служба безопасности Украины подозревает в незаконном препятствии мирным акциям, превышении власти и присвоении имущества. В 2014 году ЕС ввел против братьев персональные санкции, но уже в 2018-2019 годах их снял – сначала с Сергея, а затем и с Андрея.
У Клюевых в Украине были группа компаний “Укрподшипник”, “Завод полупроводников” и зарегистрированная в Австрии компания Activ Solar. Последняя строила солнечные электростанции (СЭС) в Крыму, Одесской и Николаевской областях. Украинская общественная организация “Центр противодействия коррупции” описывала схему “солнечного” бизнеса Клюевых: их компании бесплатно получали землю, когда братья были во власти, и оформляли кредиты в украинских госбанках.
Deutsche Welle в 2017 году писала что компании Клюевых не вернули украинским госбанкам почти 28 млрд гривен или $1 млрд (здесь и далее суммы в долларах указаны по среднегодовым курсам). Правительству Украины пришлось покрывать убытки банков из государственного бюджета. Журналисты подсчитали, что за за долги братьев Клюевых каждый украинский налогоплательщик отдал по 2 тысячи гривен – примерно по $75.
Электроэнергию продавали государству по специальному “зеленому” тарифу” (для возобновляемых источников энергии) — в пять раз выше оптовой цены. Этот тариф Верховная Рада приняла в 2009 году, когда оба брата были парламентариями.
В Крыму на момент аннексии Activ Solar Клюевых управляла четырьмя комплексами СЭС и строила еще два.
“Липовые и мошеннические” электростанции
Претензии бизнесу Клюевых предъявляли не только украинские власти и госбанки, но и назначенный Россией глава Крыма Сергей Аксенов. Уже в мае 2014 года он назвал электростанции Activ Solar “мошенническими” и “липовыми” и говорил, что они накопили $300 млн. долгов перед российскими госбанками. Год спустя “Коммерсант” писал уже о €800 млн.долга. Речь шла о кредитах, которые компании группы Activ Solar брали у “Внешторгбанка” и “Сбербанка” через их украинские филиалы. Аксенов допускал, что госбанки заберут СЭС в счет кредитов.
С ноября 2014-го по февраль 2015 года владельцы перерегистрировали солнечные электростанции в Крыму по российским законам. Всего вписали 34 компании, названия которых совпадают с аналогами из украинских реестров.
Весной 2015 года Activ Solar сообщила изданию DW, что больше не участвует в солнечном бизнесе. Год спустя Activ Solar и еще одна компания Клюевых Slav Handel (обе компании – австрийские) заявили о банкротстве. Известно, что в 2016 году солнечные электростанции Activ Solar в Одесской и Николаевской областях оформила в собственность китайская госкомпания CNBM.
Дела о банкротстве
Владельцами электростанций в аннексированном Крыму оказались разные компании с похожими названиями.
Как только на полуострове заработали российские суды, российские госбанки ВТБ и “Сбербанк” начали предъявлять претензии компаниям-владельцам СЭС. Суды объявили банкротами восемь компаний, в них начали работу конкурсные управляющие.
Конкурсный управляющий обанкротившейся фирмы “Омао Солар” Андрей Селютин рассказал Настоящему Времени, что он и его коллеги ведут дела также дела по “Оул Солар”, “Осприй Солар”, “Дельта Солар” – все они входят в группу “Солар”. Основной кредитор по этим фирмам — российский “Сбербанк”, добавил он. Как сказал Селютин, в совокупности эти фирмы должны госбанку около 5 млрд рублей (около $77 млн). Он затруднился сказать, хватит ли имущества компаний, чтобы выплатить все долги.
“Будут открытые торги, будет зависеть от наличия покупателей. Продажа компаний, скорее всего, состоится в 2020 году”, — объяснил конкурсный управляющий.
Но после признания банкротами восьми фирм группы, в тяжбы с ними вступили действующие предприятия “Солара”. Они попытались взыскать миллионные долги по ранее заключенным сделкам. Претензии компаниям-банкротам предъявляла, в частности, управляющая компания предприятий группы “Солар” – “Пауэр Сервисез”.
Конкурсные управляющие фирм-банкротов настаивали: эти сделки – вывод капитала. По их версии, с их помощью учредители компаний пытались добиться того, чтобы капитал не достался настоящим кредиторам.
Например, в августе 2014 года “Оул Солар”, впоследствии банкрот, заключила с фирмой “Пауэр Сервисез” договор на обслуживание электростанции и перечислила в общей сложности 93 млн рублей (по курсу 2016 года, когда проходили последние платежи, – $1,3 млн). Конкурсный управляющий “Оул Солар” летом 2018 года просил подконтрольный России 21-й Арбитражный апелляционный суд признать сделку недействительной. Но проиграл.
Конкурсный управляющий фирмы “Омао Солар” Андрей Селютин рассказал Настоящему Времени, что тоже оспаривал в суде одну сделку, которую считает выводом денег.
“На станции выполнялись работы, которые не соответствовали критерию необходимости и эффективности. Они по сути не должны были [их выполнять], а речь шла о реальной сумме денег. Суд признал сделки недействительными и обязал вернуть денежные средства”, — сказал Селютин.
Но денег, которые обязал выплатить суд, фирма еще не получила, уточнил он.
Среди компаний, участвовавших в подобных процессах, – киевская System Power Engineering. Например, от фирмы-банкрота “Зета Солар” в августе 2018 года она потребовала 5,5 млн. рублей ($87 тысяч).
Также претензии фирмам “солнечной” группы предъявлял и “Фонд защиты вкладчиков”. Это созданная российскими властями Крыма организация, которая выплачивает крымчанам депозиты украинских банков. Она же требует от крымских заемщиков выплаты по кредитам, которые выдавали банки Украины. С компаний, которыми управляет “Пауэр Сервисез”, фонд хотел взыскать почти 25 млрд рублей или $374 млн по курсу 2016 года.
Анализируя эти судебные иски и деятельность подававших их компаний, Настоящее Время выяснило, что связанный с братьями Клюевыми “солнечный” бизнес продолжает работать в Крыму.
Санкции Евросоюза и активы Клюевых
В учредителях каждой из компаний, управляющих электростанциями “Солар” в Крыму, есть фирмы из Нидерландов, Австрии и Кипра. Все это страны-члены ЕС, и их компании обязаны соблюдать санкционные ограничения.
Компанию “Пауэр Сервисез” зарегистрировали в марте 2015 года в Москве. Единственный владелец — Greentech Energy Services LTD на Британских Виргинских островах (БВО). Кто именно является ее бенефициаром, неизвестно — информацию об учредителях власти БВО предоставляют только по запросу налоговых органов.
В декабре 2014 годе Евросоюз запретил европейским компаниям работать в сфере энергетики в Крыму. Королевский адвокат из палаты Brick Court Chambers из Великобритании Майя Лестер рассказала Настоящему Времени, что хотя Британские Виргинские острова не члены ЕС, решение Брюсселя распространяется и на них.
“Они подчиняются решениям Великобритании по вопросам внешней политики. Таким образом, санкции непосредственно применяются ко всем заморским территориям и коронным землям по приказу Совета”, — объяснила Лестер.
Косвенные признаки указывают также на то, что “Пауэр Сервисез”, управляющей солнечными электростанциями на аннексированном полуострове, по-прежнему владеют братья Клюевы.
-
До 2015 года в украинском реестре юридических лиц была компания Greentech Energy с офисом в Киеве
–
схожее название имеет нынешний учредитель “Пауэр Сервисез”. Сейчас она оформлена на трех
физических
лиц. А в декабре 2013 года среди ее владельцев была та самая Greentech Energy Services LTD с
Британских Виргинских Островов.
В 2015 году киевскую компанию переименовали в System Power Engineering. До 2012 года директором Greentech Energy был Сергей Колобов. До 2011 года он руководил компанией “Краймиа Солар” – одним из активов “солнечного” бизнеса Клюевых. А после аннексии Колобов успел поработать главой Минэнерго полуострова.
- Предприятие “Пауэр Сервисез” зарегистрировано в Москве. Но в Симферополе по адресу Рубцова, 44а записана дочерняя компания “Пауэр Сервисез” – “Благотворительный Фонд Добрых Дел”. Соучредитель фонда Игорь Шутов ранее был председателем правления “Артемовского завода по обработке цветных металлов” – одного из активов группы “Укрподшипник” Андрея Клюева. К тому же, на декабрь 2017 года он был первым заместителем генерального директора “Пауэр Сервисез”. По адресу Рубцова, 44а в Симферополе зарегистрировано большинство фирм, управляющих солнечными электростанциями. По состоянию на октябрь 2019 года “БФ Добрых Дел” - в стадии ликвидации.
- Учредителя четырех компаний группы “Солар” Сергея Розю после аннексии Крыма судили за пособничество в подделке документов. Поддельную справку о приобретении российского гражданства, а затем и паспорт РФ Розя получал в Симферополе в офисе “Пауэр Сервисез”, говорится в судебном решении.
- У большинства компаний в контактах в реестрах указаны электронные адреса с доменом powerservices.ru.
Какие солнечные электростанции работают в Крыму
На момент аннексии Крыма группа Activ Solar построила четыре комплекса солнечных электростанций: “Родниковое”, “Перово”, “Митяево”, “Охотниково”. Станция “Перово” на январь 2012 года была самой мощной СЭС в мире –каждый час она могла выдавать в сеть 105 МВт/часов электроэнергии. Также группа строила СЭС “Владиславовка”.
У компаний, управляющих солнечными станциями, часто одни и те же руководители. Например, Юрий Кашич — директор в девяти фирмах группы. А собственники — кипрские и голландские фирмы. Электроэнергию станции продают компании “Крымэнерго”. Сегодня она сегодня она в собственности у подконтрольного России крымского правительства. До аннексии она называлась “ДТЭК Крымэнерго”, и ей владел крупный украинский бизнесмен Ринат Ахметов.
“Родниковое”. Владелец одной из электростанций комплекса — компания “Краймиа Солар 4”. В российском и украинском реестрах есть также компании “Краймиа Солар 1” и так далее до “Краймиа Солар 5”. Все они принадлежат двум австрийским фирмам CEE Clean Economic Energy и Black Sea Renewable Energies GmbH. У всех “Краймиа Солар” общий адрес на улице Рубцова в Симферополе, у четырех из пяти – один директор.
Настоящее Время выяснило, что у всех “Краймиа Солар” похожая судебная история. Российский “Фонд защиты вкладчиков” пытается взыскать с них долги украинских госбанков и арестовать счета и имущество. Но Верховный суд РФ последовательно отказал в исках против всех пяти компаний. В мае 2018 года подконтрольный России 21-й Арбитражный апелляционный суд в Севастополе отказался арестовывать счета фирмы “Краймиа Солар 4”. Судья объяснил, что “деятельность ООО “Краймиа Солар 4” по выработке электрической энергии способствует покрытию дефицита электроэнергии в Республике Крым”.
Таким образом, суд подтвердил, что оформленная на австрийские фирмы “Краймиа Солар 4” продолжает вырабатывать и продавать электроэнергию в Крыму, хотя санкции ЕС это запрещают. Всего на госконтрактах пять фирм с названием “Краймиа Солар” после аннексии Крыма заработали 42,9 млн рублей или $652 тыс.
“Охотниково”. Сейчас одна из станций комплекса оформлена на компанию “Ориол Солар”. До аннексии с ним были связаны еще три фирмы: “Осприй Солар”, “Омао Солар”, “Оузил Солар”. Аналогично с “Краймиа Солар 4” суд отказал в аресте счетов и имущества “Ориол Солар”. После аннексии фирмы заключили госконтракты с “Крымэнерго” на 440 млн рублей или $6,6 млн. Владельцы все четырех предприятий – нидерландская Hyperion Netherlands B.V. и кипрская Milidenio Holdings LTD.
Фирмы “Осприй Солар” и “Омао Солар” подконтрольный России крымский суд признал банкротом, сейчас они в стадии ликвидации.
Конкурсный управляющий “Омао Солар” Андрей Селютин рассказал Настоящему Времени, что несмотря на банкротство фирмы, связанная с этой компанией электростанция продолжает работать.
“Так как компания осуществляет хозяйственную деятельность, у нее, помимо доходов, есть и расходы, связанные с ремонтом. Оставшиеся деньги будут направлены на погашение требований кредиторов”, — объяснил он.
“Перово”. До аннексии электростанции были оформлены на пять структур: “Альфа Солар”, “Бета Солар”, “Гамма Солар”, Дельта Солар”, “Зета Солар”. Учредители первых трех и “Зета Солар” – кипрская Ournia Commercial и вышеупомянутый Сергей Розя, которого судили за махинации с российским гражданством. Владелец “Дельта Солар” — кипрская Black Sea Renewable Energies.
Все пять фирм в 2018 году подконтрольные России суды признали банкротами. С начала аннексии и до банкротства предприятия заключили с “Крымэнерго” госконтрактов на сумму 581 миллион рублей – почти $10 млн.
“Митяево”. До аннексии по украинскому законодательству электростанция в селе Митяево была оформлена на частное акционерное общество “Оул Солар”. Учредители компании – вышеупомянутые Hyperion Netherlands B.V. и Milidenio Holdings LTD. В мае 2017 года фирма заключила с “Крымэнерго” госконтракт на 169,8 млн рублей или на $2,9 млн. С января 2018 года “Оул Солар” в стадии ликвидации.
“Николаевка”. До аннексии Крыма, по данным расследования проектов «Центр противодействия коррупции», PepWatch! и «Наши деньги», с этим комплексом СЭС были связаны фирмы “Орион Солар”, “Капелла Солар” и “Кларион Солар”. Все три компании, как выяснило Настоящее Время, – ныне действующие, оформленные по российским законам.
У “Капелла Солар и “Орион Солар” общие учредители – уже встречавшаяся кипрская Milidenio Holdings LTD и Krasolena Investment LTD. У “Кларион Солар” в учредителях есть Milidenio Holdings LTD и еще одна кипрская фирма – Koltreso Commercial.
В марте 2017 года “Капелла Солар” и “Орион Солар” продали “Крымэнерго” электроэнергию на сумму 226 млн рублей или $3,9 млн. А в январе 2019 года электроэнергию предприятию “Крымэнерго” продавала компания “Юпитер Солар” – на 84,6 млн рублей – это примерно $1,3 млн. Учредители последней – все те же кипрские Krasolena Investment и Milidenio Holdings.
“Владиславовка”. Феодосийское издание Kafanews писало, что в 2011 году Совет Министров АРК выделил по 50 га земли в аренду компаниям ООО «Бора Солар» и «Калипсо Солар», по 40 га – «Канари Солар», «Кларион Солар», «Леннет Солар» для строительства электростанций. Доля в пять-шесть миллионных процента (0.000005-0.000006%) в каждой из компаний принадлежит Milidenio Holdings. В “Бора Солар” и “Канари Солар” основной владелец — Midesiano Investments, в “Кларион Солар” и “Калипсо Солар” — Koltreso Commercial, а у “Леннет Солар” — Samelina Investments.
По состоянию на март 2019 года станцию еще не ввели в эксплуатацию.
Руководство компании “Пауэр Сервисез” не ответило на запрос Настоящего Времени. Журналисты также несколько месяцев пытались связаться с братьями Клюевыми через помощников и адвоката Сергея Клюева и бывшего пресс-секретаря Андрея Клюева. На момент публикации расследования редакция не получила ответа ни от одного из них.