Самый богатый человек Украины Ринат Ахметов до аннексии Крыма владел на полуострове энергетической компанией “ДТЭК Крымэнерго”, двумя заводами в Керчи, резиденцией “Новый Кучук-Кой” в поселке Парковое, детским лагерем “Берег” в Алуште. Часть его активов — “ДТЭК Крымэнерго”, “Керченский стрелочный завод” и предприятие “Керченский металлургический комплекс” — после аннексии Крыма фактические российские власти полуострова “национализировали”.
В холдинге Ахметова SCM утверждают, что та же судьба постигла резиденцию “Новый Кучук-Кой”, санаторий и детский лагерь, – к ним бизнесмен якобы больше не имеет отношения. Настоящее Время и “Муниципальный сканер” выяснили, что он все еще контролирует часть из них – через европейские компании, что запрещено санкциям ЕС.
Из Мариуполя в Лондон. Санаторий “Ай-Даниль”
“Россия, Республика Крым, город Ялта, поселок Даниловка”. Этот адрес указан на сайте санатория “Ай-Даниль” в поселке Даниловка вблизи Ялты. Предприятие, зарегистрированное и в украинском, и в российском реестрах, раньше напрямую было связано со структурами Рината Ахметова.
Санаторий “Ай-Даниль” работает с 1974 года. Его администрация пишет на официальном сайте, что для строительства изначально выбирали самые благоприятные условия: поблизости — Никитский ботанический сад, море и можжевеловые рощи. В советское время здравницей управляла Москва через Минздрав СССР. Здесь отдыхали члены правительства и их семьи.
“Медицинское оборудование и методики, которые применялись в “Ай-Даниле”, можно было найти только в московских клиниках того же правительственного управления”, — пишет компания.
После распада СССР санаторий перешел правительству украинской Автономной Республики Крым. В 2003 году крымский парламент продал комплекс Мариупольскому металлургическому комбинату имени Ильича.
Период, когда санаторием владели металлурги, информационный сайт города Мариуполя назвал“утопией, в которую верили”. Автор статьи за 2010 год восторженно описывал условия, в которых здесь отдыхали сотрудники меткомбината. Путевка стоила 180 гривен с человека, по тогдашнему курсу это $22. Разницу с реальной стоимостью покрывал меткомбинат. Отдыхающим санаторий предлагал четырехразовое питание, дешевые экскурсии, развлечения для детей и взрослых.
С 2008 года в санаторий стали отправлять все меньше “ильичевцев”, и “Ай-Даниль” переориентировался на отдыхающих из России. А с 2010 года меткомбинат имени Ильича вместе со всем имуществом купила компания “Метинвест”. Она входит в холдинг Рината Ахметова SCM.
В 2011 году санаторий выделили в отдельную структуру – ООО “Санаторно-курортный оздоровительный комплекс “Ай-Даниль” (СКОК “Ай-Даниль”). А в 2012 году последовала новая сделка: Антимонопольный комитет Украины разрешил лондонской фирме Casamo Limited купить 50-процентную долю в этом комплексе. На тот момент капитал покупателя составлял 4 фунта стерлингов (чуть больше $5). Но в уставной фонд “Ай-Даниля” фирма внесла 105 миллионов гривен – около $13 миллионов по тогдашнему курсу. Эта же лондонская компания указана сейчас как владелец комплекса и в украинском, и в российском реестрах. В российской юрисдикции СКОК “Ай-Даниль” зарегистрировали в октябре 2014 года – вскоре после введения санкций ЕС.
Среди владельцев Casamo Limited еще три компании: Birchstead Limited Wissington Limited и Rakestone Limited. Точно такие же названия есть в реестре панамских документов Offshore leaks, владельцы фирм “спрятаны” на острове Мэн и Британских Виргинских островах. Директор Casamo Limited – Дэвид Николас Солли – помимо нее руководит еще восемью компаниями.
«Санаторий «Ай-Даниль» продали компании Casamo Limited в 2013 году. К компании Casamo Limited бизнес SCM и акционер SCM Ринат Ахметов не имеют никакого отношения», — ответили Настоящему Времени в пресс-службе холдинга SCM.
В официальном британском реестре Companies House указано, что не менее 25%, но не более 50% Casamo Limited принадлежит гражданину Украины Владимиру Потапову. В публикациях нескольких сайтов человек с таким именем и фамилией упоминался как глава отдел сбыта на меткомбинате Ильича. Также известно, что он – зять бывшего директора комбината — Владимира Бойко. Настоящее Время несколько раз пыталось связаться с Потаповым через его компанию “Сталькомплектимплекс”, но на запросы о комментарии он не ответил.
Директором санатория “Ай-Даниль”, согласно украинскому и российскому реестрам юрлиц, с 2011 года бессменно работает Владимир Кунцевский. На местных выборах в Украине в 2010 году он прошел в Севастопольский городской совет по спискам “Партии регионов". В графе “должность” указал, что был на тот момент заместителем генерального директора “Мариупольского металлургического комбината имени Ильича”.
С августа 2015 года Владимира Кунцевского в Украине объявили в розыск по обвинению в госизмене. Как депутат Севастопольского горсовета он проголосовал за “присоединение” к России.
В 2014 году Евросоюз запретил европейским компаниям работать в Крыму в сфере туризма. Но СКОК “Ай-Даниль”, которым до сих пор владеет британская Casamo Limited, и сегодня предлагает забронировать номера. Ближайшие доступные даты – с 22 апреля 2020 года, а стоимость номера в сутки в среднем составляет 4250 рублей – это около $68.
Кроме того, с сентября 2014 до июля 2018 года СКОК “Ай-Даниль” заключил 19 госконтрактов на сумму 38,6 миллиона рублей или примерно $590 тыс. Среди заказчиков: структура под названием “Фонд социального страхования РФ по Республике Крым”, авиакомпания “Россия”, компании “Транснефть-Сибирь” и “Транснефть-Центральная Сибирь”. С сентября 2014 “Транснефть” находится под санкциями ЕС и США.
В 2017 году СКОК “Ай-Даниль”, по данным Федеральной налоговой службы РФ, заплатил налогов в российский бюджет на общую сумму 15,7 миллиона рублей.
При российской администрации аннексированного Крыма “Ай-Даниль” судился со своим прежним собственником – Мариупольским меткомбинатом имени Ильича. Еще в 2011 году меткомбинат передал комплексу пансионат “Украина” и базу отдыха “Алые Паруса” в Феодосии. Но оформить права на собственность “Ай-Даниль” не успел из-за аннексии. В марте 2018 года “Ай-Даниль” смог через российский суд завершить оформление.
Проигранный суд. Имение «Кучук-Кой»
Усадьбу «Новый Кучук-Кой» в начале XX века строил дальний родственник художника Михаила Врубеля, петербуржец Яков Жуковский. Там работали художники и скульпторы Серебряного века. Достроили имение в 1913 году. Украинская администрация Крыма присвоила охраняемый статус и усадьбе, и окружающему ее парку.
В 2004-2007 годах усадьба в несколько этапов перешла под контроль украинской ЗАО «Систем Кэпитал Менеджмент» (System Capital Management или SCM) Рината Ахметова. В декабре 2008 года компания продала поместье кипрской фирме Starvista Limited. Последняя до июля 2017 года принадлежала кипрской P.H. Premium Household, но потом перешла в собственность кипрской же SCM Holdings. Компания SCM Holdings владеет корпоративными правами активов группы «Систем Кэпитал Менеджмент» и на 100% принадлежит Ринату Ахметову.
После аннексии полуострова владельцем “Нового Кучук-Коя” стала фирма «Старвиста Крым». Ее зарегистрировали в российской юрисдикции в августе 2014 года. Учредитель «Старвиста Крым» – вышеупомянутая кипрская компания Starvista Limited.
Весной 2017 года российские госорганы Крыма начали в «Новом Кучук-Кое» проверку. Ревизоры выяснили, что владельцы построили в резиденции дом и бассейн. Охранный статус не позволяет этого делать. Российский суд в Крыму постановил: «Новый Кучук-Кой» передать в госсобственность и выкупить имущество Starvista Limited. В январе 2019 года российский Верховный суд признал это решение законным.
В пресс-службе SCM Настоящему Времени рассказали, что обращение именно в российский суд в аннексированном Крыму было вынужденным.
«Предсказуемо, каких-либо позитивных результатов мы до сих пор не достигли, поскольку, по нашему мнению, указанные «суды» не могу обеспечить объективное и непредвзятое рассмотрение споров. Мы также инициировали инвестиционный арбитраж против Российской Федерации, о ходе которого мы будем сообщать дополнительно. Обращение в «суды» на территории Крыма является вынужденным процессуальным шагом для всех украинских компаний и физлиц, утративших активы в результате аннексии Крыма», — ответила пресс-служба.
Непризнанный лагерь
За компаниями Рината Ахметова в Крыму до сих пор числится детский оздоровительный лагерь «Берег» в Алуште. Он второй по размеру, после международного центра «Артек”. Лагерем управляет ООО «ДОЛ Берег», с января 2015 года фирма зарегистрирована в российской юрисдикции. «ДОЛ Берегом», несмотря на санкции ЕС, владеют украинская фирма «Эста Холдинг» и кипрская ESPV Limited. Учредитель украинской «Эста Холдинг» — тоже ESPV Limited. То, что конечный собственник компаний — Ринат Ахметов, подтверждает украинский реестр юрлиц.
С 2016 года ООО “Дол Берег” заключило пять госконтрактов с подконтрольными России структурами — Министерством образования Крыма и Управлением молодежи Симферополя. Общая сумма контрактов – почти 120 миллионов российских рублей, то есть $1,8 млн. по нынешнему курсу.
В изначальном ответе Настоящему Времени пресс-служба SCM назвала лагерь “Берег” “незаконно экспроприированным”.
Заместитель начальника лагеря Владимир Прянихин эту информацию в разговоре с Настоящим Временем опроверг. По его словам, владелец лагеря после аннексии Крыма не изменился. Он утверждает, что учреждение все пять лет работает бесперебойно, а в 2019 году там готовились принять четыре смены по 640 детей. Он уточнил, что отдыхают в “Береге” школьники из России, Крыма и материковой части Украины.
“С Украиной сложнее — нельзя провести банковские платежи”, — сказал Прянихин.
Но после повторного запроса в пресс-службе SCM по-прежнему настаивали на том, что лагерь им не принадлежит.
«ДОЛ «Берег» был национализирован «крымской властью» — точно так же как и другие активы SCM в Крыму. Это произошло в марте 2017 года. По имеющейся у нас информации, в лагерь ввели так называемую «временную администрацию», а действующего директора отстранили. С того момента мы не управляем лагерем и, как следствие, не учитываем его в финансовой отчетности «Эста Холдинга» по МСФО (международные стандарты финансовой отчетности — ред.). Мы не имеем никакого представления, как функционирует лагерь сейчас”, — уточнила SCM свой ответ.
Но на по данным российского и украинского реестров, а также по словам самого директора лагеря Сергея Рогаченко (он находится на этой должности с 2010 года), никакой «временной администрации» в лагере нет.
«Вы прочли в реестре фамилию директора? Все, вы правильно читаете», – ответил он и позже косвенно подтвердил связь бизнеса Ахметова с лагерем: «Простите, вам в SCM нужно обращаться. Извините, я должен ехать по делам, не могу с вами говорить».