Международный валютный фонд прогнозирует в этом году мировую рецессию, которая будет не менее глубокой, чем в 2008-м. Экономист Сергей Алексашенко в интервью Настоящему Времени высказал предположение, что реальная ситуация будет еще хуже.
— Мне кажется, нынешний прогноз МВФ, он достаточно оптимистичный. Моя личная оценка: кризис будет глубже, и кризис будет продолжаться дольше.
— А, по вашему мнению, какие страны больше всего пострадают?
— Больше всех страдает экономика Италии, потому что она дольше всех находится на карантине. Очевидно, что меньше пострадают страны с неразвитой промышленностью, компании которых не включены в глобальные цепочки создания стоимости. Но если у вас нет компаний, которые являются потребителем полупроводников из Кореи и не являются поставщиком чего-то для сборки айфонов Китая, что называется, по середине цепочки, – то, наверное, вы от этого не пострадаете. Но очевидно, что пострадают поставщики сырья, потому что и цены на сырье упадут, и спрос на сырье уменьшится. Пострадают страны с высоким уровнем потребления – в первую очередь развитые страны, потому что спад потребления будет очень сильным.
— Почти все национальные валюты падают. Что вы можете сказать по этому поводу?
— Укрепление доллара – это традиционное явление в период экономических кризисов. Инвесторы это называют "бегство в качество", то есть среди всех возможных активов американская валюта и бумаги американского казначейства считаются наиболее устойчивыми, наиболее прочными и наиболее надежными вложениями.
— Как вам кажется, как мир выйдет из этого кризиса, что изменится в самой структуре мировой экономики?
— Я точно понимаю, что кризис 2020 [года] – это не кризис 2008 [года], это не кризис 2014 [года], это не кризис 1998 [года], это даже не кризис 1991 [года]. Это, скорее всего, будет что-то похожее на Великую депрессию 1929-1932 годов. То, что было 90 лет назад и что в Советском Союзе на самом деле прошло практически незамеченным. И выход из Великой депрессии был очень длинным, очень тяжелым. По большому счету многие историки экономики считают, что в конечном итоге из той депрессии удалось выйти в хорошем смысле только благодаря началу Второй мировой войны и росту военных заказов. Как говорится, нет худа без добра.