В России все внимание сейчас приковано к Коммунарке – там находится единственная в Москве больница, где лечат заболевших COVID-19. В ней вместе с обычными пациентами лежат известные личности и звезды эстрады, больницу в Коммунарке посещает Владимир Путин. Руководитель этого стационара Денис Проценко стал самым известным главврачом в России.
Что касается российских регионов, то Минздрав 1 апреля отчитался, что их готовность к борьбе с новой инфекцией – "удовлетворительная". В провинциальных минздравах тем временем пересчитывают аппараты ИВЛ и готовятся выделять для заболевших корпуса инфекционных больниц. Врачам не хватает специальных инструкций, как действовать, они уже сейчас перегружены, хотя с эпидемией столкнуться пока не успели, и жалуются на нехватку средств защиты.
Корреспондент Настоящего Времени оценил степень готовности провинциального здравоохранения к возможной эпидемии коронавируса на примере Новгородской области
В Новгородской области к приему заболевших коронавирусной инфекцией готово 30 коек в областной инфекционной больнице в Великом Новгороде, сообщили корреспонденту Настоящего Времени в региональном управлении Роспотребнадзора. Еще один корпус выделен на случай, если 30 коек будет недостаточно. По данным новгородского оперативного штаба, созданного для координации действий против распространения COVID-19, область готова увеличить количество коек для коронавирусных больных до 200.
На обсервацию потенциальных пациентов могут отправить в Новгородский район – в санаторий "Сосновка" в живописном месте на берегу реки Мста или в здание районной больницы в городе Пестово на восточной окраине области.
Новгородские власти неоднократно отчитывались о готовности к встрече инфекции. В марте главный врач инфекционной больницы Светлана Калач говорила о шести аппаратах ИВЛ и готовности приобрести еще два. К их помощи пока прибегнуть не пришлось: в Новгородской области зарегистрировано три завозных случая коронавируса, все они протекают в легкой форме – пациенты находятся в инфекционной больнице, и результаты анализов одного из них уже отрицательные.
Масок, одноразовых перчаток и санитайзеров для обработки рук в Новгородской области уже не хватает. В аптеках маски закончились еще в начале марта. Их периодически завозят, но жители скупают их за день. Антисептические препараты и вовсе отсутствуют у поставщиков, несмотря на то, что их производят в Новгородской области. В 20-х числах марта на отсутствие медицинских расходных материалов стали жаловаться и медики.
Фельдшер Старорусской ЦРБ Юрий Бойко работает в фельдшерско-акушерском пункте деревни Ивановское Старорусского района. Ранее он неоднократно заявлял о недопустимых условиях труда медиков, за что получал проверки руководства больницы. На прошлой неделе он рассказал об отсутствии на рабочем месте средств защиты от коронавирусной инфекции: костюма, шапочки, перчаток, масок или респираторов. Спустя несколько дней руководство больницы отреагировало. Бойко получил защитный халат, шапочку и десять масок на десять дней.
Но условия в самой поликлинике Старой Руссы остаются плохими, утверждает фельдшер: "В помещениях старые деревянные окна, которые не открыть, – врачи сидят без проветривания по шесть часов и рискуют заболеть. Старый пол покрыт линолеумом, стул с тканевой обивкой, которая порвалась, – как проводить его санитарную обработку?"
Врач городской поликлиники Старой Руссы Надежда Афанасьева говорит, что в медучреждении большой поток пациентов и врачи не справляются с нагрузкой, уходя домой с повышенным артериальным давлением и головной болью:
"После приема 42 человек вместо 24 по норме ушла домой с сильнейшей головной болью и пошла на больничный. Пациенты устроили скандал в коридоре – часами сидеть в очереди нет ни сил, ни здоровья. Администрация не принимает мер для нормальной работы поликлиники. Выезжают на последних оставшихся в живых врачах. Пациенты винят во всем врачей. Недовольны длинной очередью, поспешным осмотром: вот опять куда-то врач пошла. А врачи работают до полуобморочного состояния и после укола продолжают прием до закрытия поликлиники".
Что будет, если в дополнение к сезонным болезням действительно случится вспышка коронавирусной инфекции, медики боятся представить.
"Звонил сегодня хирург из Окуловки, рассказывал: нет никаких защитных средств, даже масок. В селе Пола Парфинского района, где у нас ячейка профсоюза, то же самое, как и в поликлинике Старой Руссы. Перегружают врачей. Терапевт Афанасьева заболела, не знаю, кто принимать теперь будет, уже фельдшеры принимают. Терапевту 70 лет", – рассказал председатель регионального отделения "Альянса врачей" Дмитрий Соколов.
Один из популярных вопросов, задаваемых в частных беседах и социальных сетях: как оптимизированная сфера здравоохранения поможет в борьбе с коронавирусом? В Новгородской области за 2019 год сократили персонал нескольких больниц, три районные больницы присоединили к соседним, убрав круглосуточные стационары. Но даже с учетом этих объединений в регионе остается большой дефицит медицинских кадров, особенно младшего и среднего медицинского персонала. Напоминая об этом, новгородское отделение "Альянса врачей" призвало граждан обращаться в ближайшие медучреждения и предлагать посильную помощь.
Дмитрий Соколов уточнил в разговоре с корреспондентом Настоящего Времени, что помощь может заключаться в доставке средств защиты. Сам профсоюз анонсировал всероссийскую инспекцию больниц по сообщениям медиков о нехватке средств защиты. "Альянс врачей" будет доставлять маски, костюмы и перчатки туда, где в них будут нуждаться.
"Сейчас на наше здоровье покушается невидимый враг, который будет пострашнее любого чиновника-оптимизатора. Как всегда, первый удар принимает наша медицина. Наши медики испытывают острую нехватку средств индивидуальной защиты (респираторы, одноразовые халаты) и вынуждены рисковать своим здоровьем ради спасения жизни других. Зачастую требуется и психологическая поддержка. Поэтому независимый профсоюз медицинских работников "Альянс врачей" и его региональное отделение в Новгородской области просит неравнодушных граждан области не оставить без внимания и поддержать медицинских работников словом и делом. Если возможно, помочь больницам и лечебным учреждениям на территории вашего проживания", – написал Дмитрий Соколов в своем телеграм-канале .
Похожие проблемы испытывает медицина и в соседней Псковской области. Там 800 защитных костюмов поступили в регион в конце марта. До этого врачам и фельдшерам скорой помощи приходилось ездить на вызовы только с маской, которая призвана в первую очередь защищать окружающих от больного, а не наоборот.
Псковский врач скорой помощи Артур Гайдук заболел ОРВИ с характерными для коронавируса симптомами (боль в горле, сухой кашель, высокая температура) и ушел на больничный. В просьбе провести диагностику на коронавирус ему отказали, хотя в Псковской области уже зарегистрированы первые случаи инфекции. Скольких человек он посетил до того, как проявились первые симптомы заболевания, он не знает.
Научно-популярный телеграм-канал "Демография упала" опубликовал рейтинг готовности российских регионов к вспышке коронавирусной инфекции. Авторы взяли за основу обеспеченность кадрами (пульмонологи, фтизиатры, инфекционисты) и койками нужной специализации.
Новгородская и Псковская области находятся в самом низу этого рейтинга – на 77-м и 78-м местах соответственно.
Другой рейтинг, подготовленный демографом Ильей Кашницким и эпидемиологом Антоном Барчуком, показывает, скольким людям понадобится помощь с использованием аппаратов ИВЛ, если заразится от 40 до 80% населения. Согласно выводам экспертов, в зоне особого риска регионы с большим процентом пожилого населения. К числу таких принято относить области Северо-Запада и Центра России, в том числе Новгородскую область. Если в регионе заразится 40% населения, то интенсивная терапия понадобится 3,9 тысячам человек. При распространении инфекции среди 80% населения число тяжелых больных вырастет до 7,7 тысяч человек (население Новгородской области – около 600 тысяч).
При пике эпидемии спустя пять недель после ее начала (с общим числом заражений 40% от всего населения за все время эпидемии) на один аппарат ИВЛ придется 3,7 претендента. Это значит, что только каждый четвертый тяжелобольной сможет получить курс интенсивной терапии вовремя. Благоприятной окажется ситуация, только если пик эпидемии придется на 20-ю неделю. Тогда аппаратов ИВЛ должно хватить всем. Таким образом, карантин призван снизить нагрузку на систему здравоохранения, которая в случае сильной вспышки заболеваемости может не справиться.
Неутешительные данные приводит и издание "Проект". Согласно симуляторам, разработанным в Тюбингенском и Базельском университетах, при сохранении нынешних карантинных мер число заболевших коронавирусной инфекцией будет долго оставаться низким. Но стоит отменить режим самоизоляции, как нас ждет резкий скачок заболеваемости. Если бы в Москве и других регионах России не приняли жесткие меры по ограничению социальных контактов, количество больных к 1 июня могло бы вырасти до 1 млн человек.
Россия готова принять большое количество больных: по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в России 8,1 коек на тысячу человек. Это меньше, чем в Японии и Южной Корее (13,1 и 12,3 соответственно), но больше, чем в Германии и Австрии (8 и 7,4). Но по количеству коек интенсивной терапии некоторые регионы не дотягивают даже до российского норматива (3% от коечного фонда). Всего в стране 12 тысяч коек интенсивной терапии (должно быть не менее 35 тысяч).
Желание региональных властей изыскать возможности для увеличения числа коек интенсивной терапии кажется логичным. К примеру, по данным "Альянса врачей", в Окуловской ЦРБ дополнительно готовят 28 коек для коронавирусных больных. "Но не проводится никаких учений, врачи переживают", – сказал корреспонденту Настоящего Времени Дмитрий Соколов.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин в интервью ГТРК "Славия" заявил, что коек в городских больницах для коронавируса не будет: "Два корпуса инфекционной больницы оставляем для коронавируса и один корпус – для других инфекций. Никаких корпусов для коронавируса в районных больницах не будет. Потому что вентиляция единая в этих больницах, и если один больной коронавирусом в больнице появится – вся больница уйдет на карантин".
Вслед за коллегами из Китая, других азиатских стран и Европы медики в России присоединились к флешмобу, в рамках которого сотрудники скорой помощи, медсестры, фельдшеры и врачи фотографируются, держа в руках листы бумаги с фразой "Мы работаем ради вас – сидите дома ради нас". Такую фотографию сделали и новгородские медики. В случае вспышки коронавирусной инфекции медицинские работники остаются незащищенными, хотя и пытаются соблюдать меры предосторожности, говорят они.
"В обычной ситуации врачи используют перчатки, все помещения обрабатываются. Использовать маски постоянно тяжело, но сейчас приходится. И санитарную обработку проводят чаще, чем обычно", – рассказала специалист по связям с общественностью "Центральной городской клинической больницы" Великого Новгорода Светлана Колесова.
По ее словам, потенциально больной коронавирусной инфекцией с жалобами на высокую температуру должен сам вызывать скорую помощь на дом, после чего у него возьмут материал на исследование. Но если пациент не контактировал с людьми, приехавшими из-за рубежа, то сдать анализ на COVID-19 у него, скорее всего, не получится. Многим обратившимся к врачу в анамнезе пишут диагноз "ОРВИ", но при этом у них не берут материалы на исследование. На 31 марта было проведено всего 970 исследований. Хотя за последнюю неделю, по данным Роспотребнадзора, в Новгородской области зарегистрирован 4871 случай ОРВИ.
"Определен перечень людей, которые обследуются. Это все люди с пневмониями, материал, который поступает от больных гриппом и ОРВИ, и все люди, которые выезжали за границу, все обследуются на коронавирусную инфекцию. Если лица к этим категориям не относятся, никуда не выезжали, не чувствуют себя больными, то обследоваться на коронавирус нет необходимости", – сказала Настоящему Времени начальник отдела эпидемиологического надзора регионального управления Роспотребнадзора Виктория Глушкевич.
Массовые тесты на коронавирус в России делают пока только в Москве и Санкт-Петербурге. Малое количество проведенных исследований в других регионах объясняется наличием, как правило, только одной лаборатории, способной проводить такие исследования. Такие лаборатории работают в подведомственных Роспотребнадзору учреждениях в усиленном режиме, каждая исследует около сотни проб в день. Аналогичная лаборатория должна заработать при региональном министерстве здравоохранения, но когда это произойдет – пока неизвестно.
Из-за этого обычные жители городов и медики опасаются контактов с "неучтенными" больными. Об этом же говорится и в предупреждении властей – последние несколько дней его транслируют через громкоговорители на улицах Великого Новгорода: "Каждый человек на улице рядом с вами или вашими родными уже может быть инфицирован. Не покидайте ваши дома и не позволяйте это делать вашим близким".
"Если все будет гладко, не будет пика, то всех пациентов возьмет инфекционная больница, и к нам такие пациенты попадать не должны. Но если инфекционной больницы будет мало, и больные будут попадать к нам, то сотрудники не защищены. Сегодня, [31 марта], главный врач собрал старших медсестер и сказал им: шейте маски", – рассказал Настоящему Времени заведующий лор-отделением детской областной больницы в Новгородской области Руслан Уразгалиев.
При этом, согласно приказу главного врача ГОБУЗ "ДОКБ" и рекомендации Росздравнадзора, медработникам полагаются респираторы не ниже класса FFP2, имеющие эффективность защиты 94%. О необходимости получить такие респираторы Руслан Уразгалиев публично заявлял еще неделю назад, но респираторов отделение так и не получило. Пока есть только медицинские маски, и те в дефиците.
"К нам пациенты поступают с признаками ОРВИ. Если у человека ухо болит, то куда ему поступать? В лор-отделение. Поэтому мы должны быть защищены. А если заразится кто-то из нас, то мы начнем заражать пациентов, всех подряд. Вот в чем опасность, о ней и в Китае говорят, и испанцы говорят: защищайте медработников", – подчеркивает врач.