Ахтем Сеитаблаев – самый известный крымскотатарский режиссер и актер в Украине. Его фильм "Захар Беркут" только за первые прокатные выходные собрал более 13 миллионов гривен ($500 тысяч), это девятая часть от всего бюджета. А права на его экранизацию еще до официального проката купили 9 европейских стран. Но недавно его новый проект лишили государственного финансирования, несмотря на то, что он прошел отбор.
Режиссер снимает исторический эпос "Конотопская битва". Это история о победе отрядов под командованием украинского гетмана Ивана Выговского над российским войском. Битва произошла рядом с городом Конотоп на территории современной Украины во время русско-польской войны в середине XVII века.
"Конотопская битва – одна из важнейших, не только на мой взгляд, но и историков, в том числе и западных. Битва, в которой в один из тех немногочисленных разов была защищена независимая Украина с конкретным европейским стратегическим вектором развития", – говорит режиссер.
За последние несколько лет практически все фильмы Ахтема Сеитаблаева были сняты при финансовой поддержке государства. Но в этом году в последний момент "Конотопской битве" отказали в госфинансировании, возмущается Ахтем.
"Мне немножко странно, не немножко, просто странно осознавать тот факт, что в перечне тех фильмов, которые получат поддержку государства по результатам питчинга, практически нет ни одной картины, которая идентифицировала бы нас, кто мы. Это значит, что ближайшие два-три года мы не будем просто про это говорить. Мы просто про это будем молчать на территории кино", – говорит он.
Кинопродюсер Олег Щербина и его проекты "Дикое лето в Крыму" и "13 января" тоже остались без государственных денег. Олег жалуется: более 50 фильмов, которые ранее при отборе набрали самое высокое количество баллов, были вычеркнуты из списка Госкино. И это вызвало возмущение многих режиссеров и продюсеров.
"Основная идея в том, чтобы изменить правила игры и создать элитарную систему финансирования, где большие продакшены будут получать большие деньги. Остальные – будут находиться в каких-то менее конкурентных условиях", – говорит Щербина.
Член совета по отбору кинопроектов для финансовой поддержки при Госкино Украины Андрей Халпахчи собственноручно вычеркивал фильмы. Изменение в списках питчингов объясняет отсутствием денег в бюджете на кинематограф.
"Пришел новый министр (Владимир Бородянский, министр культуры – НВ) и сказал, что мы преступники. Оказалось, что полтора миллиарда, которые запланировали, – это действительно была наша ошибка и это много. Нужно думать, что надо дать нескольким фильмам, которые имеют кассовой потенциал, которые, получая 10 государственных миллионов гривен, эти 10 миллионов вернут", – сказал он.
Но некоторые кинематографисты обвиняют в пересмотре питчинга министра культуры Владимира Бородянского. Они считают, что дело не в ограниченном бюджете, и называют решение политическим.
"Это прямое нарушение закона. Потому как министр не имеет право вмешиваться в деятельность Рады кинематографии. В итоге под давлением, после увольнения двух замов главы Госкино, министр достиг того, что Рада приняла решение о пересмотре конкурса. Пересматривался он в абсолютно ручном режиме", – говорит продюсер Щербина.
Владимир Бородянский свои действия объясняет тем, что ему в первую очередь интересны сериалы, анимация и документалистика. Ранее этим категориям уделялось минимум внимания, говорит министр. Поэтому исторические проекты вычеркнули.
"Мое требование к Раде и к руководству Госкино было единственным: у вас должно быть два принципа: потратить не более 500 миллионов, которые заложены в бюджет, и сделать так, чтобы другим категориям, кроме тех, которые вы выбрали ранее, было доступно финансирование. Никакого моего общения или моих заместителей касательно конкретных названий не было. Вот это и есть часть той справедливости, которую мы можем обеспечить в рамках своего министерства", – сказал Бородянский.
Кинокритик Ярослав Пидгора-Звяздовский уверен, что после изменений в списке фильмов, которые получат финансовую поддержку государства, кинопроизводство в Украине остановится.
"Есть предложение [от Минкульта] делать исключительно прибыльное кино. Но такого механизма даже в Голливуде не знают. Всем проектам, которые находятся на разной стадии производства, всем перестали платить деньги. Потому что господин Бородянский сказал: стоп. А других денег, кроме как у государства, в Украине производители найти не могут", – сказал он.
По прогнозу кинокритика, через несколько лет украинцы вряд ли увидят качественное кино национального значения.
Но кинематографисты, которым отказали в господдержке, утверждают, что сдаваться не намерены. Они уверены, что чиновники Министерства культуры незаконно вмешиваются в работу Госкино, и, если потребуется, планируют оспаривать их действия в суде.