Цена кормов для животных в России выросла почти на треть после начала военного вторжения на Украину. В первую очередь рост цен почувствовали приюты для животных, которые зависят от благотворительной помощи. Отечественные производители говорят лишь о пользе от ухода иностранных компаний, а ветеринары и зоозащитники осторожно напоминают: некоторые виды кормов в России заменить нечем. Корреспондент Север.Реалии выяснил, что происходит с рынком кормов для животных.
Цены на сухие корма для кошек и собак выросли на 22% с начала 2022 года, следует из данных Росстата. После начала войны России на Украине заводы потеряли привычные пути доставки компонентов для производства. Крупнейшие производители – Nestle и Mars – объявили об остановке выпуска части ассортимента: в условиях войны сложно поставлять в Россию не только иностранные ингредиенты, но и упаковку. Владельцы приютов для кошек собак говорят, что некоторые виды кормов для животных взлетели в цене в 1,5-2 раза, а доходы остались на прежнем уровне.
Петербургский приют для кошек "Новый дом" из-за блокировки инстаграма потерял почти 9 тысяч подписчиков, которые помогали приюту деньгами.
Владелица петрозаводского дома для бездомных собак "Дорога домой" Анна Актанко говорит, что на крупы собрать деньги пока удается, однако на прочие расходы люди жертвуют не так охотно.
"Помощь намного уменьшилась. Раньше люди охотнее и больше помогали. На еду посылают, а на дрова, сено, опилки очень тяжело идет сбор. Чувствуется, что у людей финансовое положение тяжелое и вообще жизнь такая более тяжелая стала", – рассказала Анна Север.Реалиям.
У руководителя калужского шелтера "Остров надежды" Елены Холмовой на попечении 650 собак. В 2022 году "Остров надежды" ушел в долг по коммунальным платежам и чекам за корм почти на 1 млн рублей. Клич о помощи организаторы кидают в социальные сети каждый день: "Кошки приюта голодают! В прямом смысле слова... Мешок родных кормов стоит 3200 в магазине, они очень любят влажные корма – но сейчас мне вообще нечем их кормить... Они похудели и мяукают".
Воронежское котокафе Mr.Moore сообщило о дефиците медикаментов для животных: "Мы, как и вся наша страна, столкнулись с санкциями! Для нас это оказалось огромной проблемой. Т.к. на складах стремительно исчезают жизненноважные и необходимые для нас лекарства, медицинские принадлежности, лечебные корма для хронически больных животных, вакцины. Все стремительно дорожает в 2-3 раза".
"Подорожание было"
Елена Яковлева – школьный сторож из поселка Парма. Это 10 километров от Усинска, города в Республике Коми. Пять лет назад она организовала у себя в частном доме первый в городе приют для бездомных кошек. С тех пор телефон Елены не умолкает: брошенных животных находят в подъездах по всему Усинскому району, и жители знают, что она всегда придет на помощь. За время работы приюта "9 жизней" ей удалось пристроить в новые дома по всей республике больше 700 кошек. Еще полсотни постоянно или временно проживают в пристройке к ее дому на берегу реки Уса.
На животных она тратит около 20 тысяч рублей в месяц – примерно столько Елена зарабатывает в школе. Часть трат на корм, стерилизацию и лечение животных покрывают пожертвования в интернете, деньги от летних подработок по передержке собак, а также помощь супруга и соседей. Из-за роста цен в 2022 году Елена стала меньше покупать корма.
"Подорожание было. Да, в этом месяцев получилось объема корма поменьше, но их кормить-то все равно надо. Будем подстраиваться, что-то думать, поднимать цены на передержку собак. Может быть, перейдем на натуральную пищу, хотя на обрезы мясные тоже цены поднялись у нас. Но рыбка рядом, рыба хорошо ловится", – рассуждает Елена.
Кошки из приюта питаются сухим кормом "Феликс" – на него у них нет аллергии, а в магазине его часто можно купить по акции.
"Если "Феликс" исчезнет, будет очень обидно. Еще используем корм "Наша марка" (Гатчинский комбикормовый завод – ред.). Он аллергию не дает, правда, не все кошки его охотно едят", – говорит Елена.
В Парме около тысячи жителей. Десять лет назад Елена Яковлева была фермером: разводила свиней и птицу. Предприятие пришлось закрыть из-за нерентабельности: комбикорм подорожал, а местные не могли себе позволить фермерское мясо из-за низких зарплат. От бизнеса осталась пристройка в 80 квадратов, которую семья Елены приспособила под больных птиц: жители привозили из тундры недобитых охотниками диких уток, раненых полярных сов, ястребов, лебедей. Позже в волонтерском центре появились кошки и собаки из промзон.
"В Усинске нет бездомных кошек: слишком холодно. Они все домашние и выброшенные. Все 700 штук, подобранных мной за 5 лет. В основном это молодые коты, которые гадят, нестерилизованные кошки, которые в охоту начинают орать. Хозяевам просто жалко денег на стерилизацию и кастрацию – они их выкидывают. За два месяца два чистокровных мейн-куна попали ко мне. Разводить на продажу? Ни к в коем случае! Все эти купленные котята потом у меня окажутся", – рассказывает она.
Муж Елены работает водителем в Усинске. Поддерживает любые начинания супруги. "Я не удивлюсь, если крокодила привезет", – отшучивается он.
Елена Яковлева уверена, что в случае нехватки западных ветеринарных кормов животных с хроническими заболеваниям легко можно перевести на натуральную еду без аллергенов: оленину, рыбу.
"Могут начать бодяжить"
В России восемь заводов по производству кормов для кошек и собак. Крупнейшие из них – Nestle (завод Purina) и Mars (завод Royal Canin) – наполняют до половины полок в российских супермаркетах такими брендами, как Chappi, Whiskas, KiteKat, Pedigree и Felix. Они же производят премиальные и диетические рационы для зоомагазинов.
Домашние животные в России съедают до 1,5 млн тонн корма ежегодно, подсчитал Россельхознадзор. В 2023 году международные корпорации Nestle и Mars планировали запустить дополнительные мощности к своим заводам в сумме на 170 тыс. тонн кормов, но из-за вторжения России в Украину отказались от этих планов.
"Наши сердца разбиты из-за войны в Украине. Мы приостановили новые инвестиции в Россию и не будем импортировать или экспортировать нашу продукцию в Россию или из нее", – говорится на сайте Mars.
Nestle также объявила о частичной остановке работы завода в Калужской области из-за проблем с поставкой в Россию сырья и упаковки.
Перебои с поставками питания для животных в Россию начались еще в 2021 году, когда Россельхознадзор РФ запретил ввоз кормов производителей из США, Нидерландов и Чехии. Первыми ограничения почувствовали покупатели ветеринарных рационов компании Hill’s Pet Nutrition, у которой в этих странах находятся заводы. Владельцы животных с заболеваниями первыми стали жаловаться на решение надзорного ведомства, так как найти аналогичный лечебный корм в России практически невозможно.
"Есть ситуации, когда твой любимец болен и от корма зависит его жизнь. В России его не производят. Вот моему коту, у него сахарный диабет, корм необходим, чтобы жить", – написала Людмила Воробьева в соцсетях. "Почти исчез из продажи влажный корм для собак. Бегаем как сумасшедшие по городу и скупаем корм. Моя собака ничего другое не переносит", – говорит Ольга Смирнова.
После начала военного вторжения России в Украине американская Colgate-Palmolive, в которую входит Hill’s Pet Nutrition, также объявила о приостановке импорта продукции.
Обычные корма в России производят и местные заводы, рассказывает ветеринарный врач высшей категории и владелец московской клиники "Мартовский кот" Михаил Шеляков. Основные опасения из-за ухода западных компаний и запретов Россельхознадзора вызывают диетические и ветеринарные рационы.
"Все рецептуры давно известны: они разрабатывались в США в середине прошлого века. Если мы говорим о кормах общего профиля, то достаточное количество российских производителей удовлетворяют потребности животных. Единственное, есть опасение, что отсутствие конкурентной базы может привести к ухудшению качества. Говоря по-русски, могут начать бодяжить, – считает Шеляков. – А в секторе лечебных кормов российским производителям нечего предложить. Есть некоторые заболевания пищеварения у собак и кошек, когда есть непереносимость белка. Казалось бы, странное явление: а чем же хищник должен питаться? Но есть такие заболевания, когда необходимо нейтрализовать белок. Есть корма антиаллергенные, где источником белка является перо птицы. Берут куриное перо и обрабатывают. Участники нашего рынка таких технологических цепей пока не запустили. И пока подобные корма заменить нечем".
По словам ветеринара, в случае ухода иностранных компаний надежда остается только на российских производителей, а также на так называемый "параллельный импорт" – ввоз в Россию товара без согласия производителя.
Руководитель Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова уверена, что иностранные корпорации не откажутся от такого большого рынка сбыта, как Россия.
"Они никуда не собираются уходить, сейчас уже налажены логистические цепочки, корма продолжают поставляться. Другое дело, что изменилась цена вопроса, – говорит Колчанова. – Многие производители жаловались, что с сырьем у нас не очень хорошо, если речь о кормах суперпремиум- и премиум-класса. Исторически сложилось, что витамины и микроэлементы практически не производятся в России. Но сейчас и Минсельхоз идет нам навстречу в поисках сырья. Мы подружились с ассоциацией производителей из Бразилии, с ними сейчас заключаем соглашение о сотрудничестве. Что мы ввозили из Европы, сейчас будут возить и из Бразилии, и из Китая, и из Индии".
Оптимизм отечественных компаний
В январе 2021 года сеть магазинов для животных Petshop открыла под Петербургом завод по выпуску сухих кормов для кошек и собак "Фава". Фабрику помогали строить специалисты из Финляндии и Испании.
"Мы ездили по разным европейским заводам, перенимали их опыт, и нам не стоило труда перенести технологии. Стоило труда найти добросовестных поставщиков сырья, которые подходят под наши требования. У нас 100% сырья из РФ", – говорит руководитель завода Алексей Пьянков.
Он уверен, что уход западных брендов непременно сыграет на руку новому заводу: "Раньше доля импортных кормов в сети Petshop" находилась на уровне 35%, сейчас, конечно, сильно меньше вследствие ограничений в логистике. Как пример, ушел отличный бренд Advance, который обладал линейкой повседневной и ветеринарной. Ветеринарная линейка – она вообще сейчас боль. Ушел отличный бренд Italian Way по политическим мотивам. С другой стороны, ушли по политическим мотивам – туда им и дорога. Мы успешно их заместим. Когда произошел этот безумный скачок цен и закрытие по ряду обстоятельств рынков, то наши граждане начали присматриваться к российским кормам. Это та же история, что с сырами, когда их закрыли на ввоз, все ахали, что мы пропадем без сыра, а в итоге наши сыры начали выигрывать международные выставки".
Глава "Гатчинского комбикормового завода" Дмитрий Кулагин тоже преисполнен оптимизма и радуется санкциям.
"Мы сейчас находимся в ситуации, когда целая группа кормов импортных ушли с нашего рынка в силу того, что производители поддерживают санкции против нашего государства. Поэтому на текущий момент мы скорее испытываем избыток заказов и рост производства. И стараемся максимально заместить те корма, которые ушли, чтобы не оставить кормленцев без кормовой базы. Наш сектор испытывает уверенность в будущем, мы работаем", – сообщил он, но так и не раскрыл никаких показателей по "росту производства".
В марте министерство сельского хозяйства Карелии опубликовало ролик с призывом переводить животных на российские корма. Отечественные фабрики полного цикла по производству кормов для кошек и собак можно пересчитать по пальцам. В их числе "Гатчинский комбикормовый завод", "Тверской Мелькомбинат", "Фава" и белгородский "Лимкорм". Но российские заводы пока не готовы взять на себя тот объем, который обеспечивают западные гиганты. О полном импортозамещении речи точно не идет: в России не разработано ни оборудование для производства корма, ни рецептуры для проблемных животных. Даже упаковка и та импортная.
"Тревоги наши связаны в основном с производством лечебных кормов. На территории России пока ничего этого не производится, потому что это сложные рецептуры, это клинические испытания. Но сейчас налаживается выпуск: как всегда, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Если мы сейчас учимся делать запчасти для самолетов, ну уж как-нибудь оборудование по производству кормов тоже осилим", – говорит Татьяна Колчанова из Союза предприятий зообизнеса.
Эта статья была впервые опубликована на сайте проекта Север.Реалии