Ссылки

Новость часа

Покушение на автозак. Что известно о Виталии Кольцове, которого обвиняют в поджоге полицейского автобуса "коктейлем Молотова"


Виталий Кольцов. Фото из личного архива
Виталий Кольцов. Фото из личного архива

Вечером 2 мая в центре Москвы на площади Революции загорелся автозак. Как сообщило издание Baza, бутылку с зажигательной смесью в полицейский автобус бросил мужчина, который пришел на площадь в костюме, галстуке и с чемоданчиком, где лежал коробок спичек и телефон. Момент метания "коктейля Молотова" на видео не попал: видно, как автобус горит и его быстро тушат, а к другому автозаку, не пострадавшему, ведут мужчину. Им оказался 45-летний Виталий Кольцов. На следующий день вечером Хамовнический суд арестовал Кольцова на два месяца. В суде выяснилось, что его обвиняют не просто в порче полицейского имущества, а в покушении на жизнь силовика – дело расследуется по статье 317 Уголовного кодекса.

"Я предполагал, что автозак быстро потушат, а сотрудники смогут выйти". Как прошел суд

Расследование уголовного дела против Кольцова ведет управление Следственного комитета по ЦАО (Центральному административному округу) Москвы. Как рассказал Настоящему Времени адвокат задержанного Алан Гамазов, следственные действия с его подзащитным пытались провести уже в ночь на 3 мая – но на допросе Кольцов отказался отвечать, сославшись на 51-ю статью Конституции.

Выступая в Хамовническом суде перед председательствующей Дианой Мищенко, следователь сообщил, что в автобусе ГАЗ Vector Next, в который Кольцов бросил две бутылки с зажигательной смесью, находился сотрудник Нацгвардии Александр Федяев, полицейский-боец. И хотя сведений о том, что Федяев как-то пострадал, следствие не предоставило, в материалах говорится, что Кольцов имел умысел "на посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов в целях воспрепятствования их законной деятельности".

"Понятно, что суд не рассматривает вопрос квалификации, но я не планировал убить сотрудника, планировал нанести ущерб транспортному средству. Я не знал, что внутри кто-то находится, и предполагал, что автозак быстро потушат, а сотрудники быстро смогут выйти из него. Сама статья не совсем верна, но очевидно, что я совершил преступление", – так самого Кольцова процитировало издание "Вот Так", корреспондент которого побывал на заседании суда.


Супруга Виталия Кольцова пришла на заседание суда с младшим ребенком – ему нет еще и года. Она рассказала, что они с Виталием женаты уже 15 лет, что муж принимает активное участие в воспитании детей, и попросила отпустить его. Защита предлагала избрать Кольцову домашний арест, говорит адвокат Гамазов: "Мы просили домашний арест, у него есть квартира в Москве. Также был предложен залог в виде этой квартиры: он единственный собственник, ее стоимость более 10 миллионов рублей". Но суд постановил отправить Кольцова в СИЗО на два месяца – до 2 июля 2022 года.

Конфиденциально поговорить с адвокатом он пока не успел, поэтому о его мотивах и позиции защитник говорить не готов. "Сейчас готовим жалобу, надеемся, что после праздников уже назначат ее рассмотрение", – добавил Алан Гамазов.

По 317 статье УК, по которой обвиняют Виталия Кольцова, предусмотрено от 12 до 20 лет лишения свободы либо пожизненное заключение.

"Русский интеллигент скорее из XIX века". Что известно о Виталии Кольцове

Виталия Кольцова знают многие московские реконструкторы и интеллектуалы. "У нас сразу два общих круга знакомств: интеллектуальные игры ("Что? Где? Когда?", "Своя игра" и аналогичные им) и ролевые игры – прежде всего по Толкиену. Виталик придумывал и проводил свои игры, в основном кабинетки: когда игра проводится в доме или другом закрытом пространстве. Сочинял квесты, в том числе на продажу и для праздников", – рассказала Настоящему Времени его давняя знакомая, живущая сейчас в Европе.

Друзья Кольцова объявили в пользу его семьи сбор денег, а также ищут независимых очевидцев произошедшего на площади Революции: сейчас свидетелями по делу проходят только сотрудники Нацгвардии. О задержании и грозящем Кольцову уголовном преследовании написал Илья Бер – муниципальный депутат и игрок "Что? Где? Когда?", а сейчас главный редактор проекта по разоблачению фейков "Проверено":

"Его обвиняют в покушении на жизнь сотрудника полиции. Ему грозит срок 12-20 лет лишения свободы. Для тех, кто знает Виталика, это все звучит как абсолютное безумие. Он тихий, милый, скромный и спокойный человек. Настоящий русский интеллигент скорее из XIX века".

Бер рассказал, что во время его кампании перед выборами в совет депутатов округа Преображенское Кольцов помогал ему разносить газеты. Также известно, что Виталий участвовал в мирных акциях протеста в Москве. Полиция несколько раз задерживала его – как и тысячи людей, выходивших на улицы выразить свое несогласие, – и составляла протоколы по административным статьям.

"Всю свою жизнь он безотрывно связывал с Россией. Старался сделать мир здесь честнее и лучше", – рассказывает о Кольцове его друг Дмитрий, который сейчас помогает семье арестованного. Они знакомы уже 20 лет. "В последние несколько лет мы общались не так плотно, как мне бы хотелось, из-за моей болезни. Почему не так плотно, как мне бы хотелось: потому что, возможно, тогда я бы узнал о происходящем и смог на него как-то повлиять", – говорит Дмитрий.

Он рассказал Настоящему Времени, что Виталий – выпускник философского факультета РГГУ, автор и разработчик интеллектуальных игр для детей и взрослых, увлеченный историей и литературой человек. "Пишет отличные стихи". Его старшему ребенку девять лет, среднему – пять, а младшему – всего девять месяцев. Супруга Кольцова Ирина работает преподавательницей.

"Сам Виталий никогда не был конфликтным человеком, всегда старался решать любые вопросы с позиции диалога, с позиции дискуссии. Даже работая на выборах – если я не ошибаюсь, он работал наблюдателем, – он стремился к законным методам контроля ситуации. Виталий – честный человек, можно даже сказать, принципиально честный", – говорит Дмитрий. В суде он выступил с поручительством за Кольцова, но суд к нему не прислушался.

"Я не думаю, что Виталий кому-то что-то рассказывал, внешне его психологическое состояние в последнее время я бы не назвал хорошим, он тяготился происходящим вокруг. Для меня это выглядело как состояние, которое обычно называют депрессией, хотя, конечно, я не врач и ставить диагноз не могу", – добавил собеседник Настоящего Времени.

XS
SM
MD
LG