США вводят санкции против двух российских банков, а также против суверенного долга Российской Федерации, заявил президент США Джо Байден. Кроме того, персональные санкции будут введены в отношении представителей российского руководства. Новый пакет санкций в отношении России также ввела Великобритания. Япония также выразила готовность присоединиться к санкциям Запада.
На фоне новостей о санкциях и решении России признать независимость так называемых "ДНР" и "ЛНР", а также ввести туда войска фондовые рынки России открылись с падения. Курс рубля также упал по отношению к доллару и евро.
Президент ассоциации финансовых рынков Сергей Романчук рассказал Настоящему Времени о том, как санкции Запада в отношении России могут отразиться на фондовых рынках, курсе рубля и экономики России в целом.
– Расскажите, пожалуйста, как вы оцениваете те санкции, о которых уже известно? Насколько это серьезные меры?
– Очевидно, они демонстрируют достаточную мягкость и Европы, и Великобритании, которые объявили уже о санкциях, и, очевидно, не являются никаким сдерживающим фактором совершенно, то есть их уровень практически, я думаю, не замечен ни для российского политического руководства, ни для финансового рынка.
Те списки банков, которые были объявлены Европой, это три банка, и Великобритании, которые были расширены до пяти, не играют существенной роли на российском финансовом рынке, кроме, может быть, "Промсвязьбанка", но и он является весьма нишевым, так как обслуживает в основном сейчас счета компаний военного сектора и, соответственно, понятно, почему он туда попал, и понятно, почему это никакого влияния не окажет на рынки.
Санкции, которые касаются индивидуальных санкций, конкретных людей, которые голосовали за это решение, тоже как бы вряд ли они являются чем-то существенным. Те люди, которые голосовали за это решение, знали, на что шли. И понятно, что для депутатов Госдумы, членов Совета безопасности поездки за границу уже перестанут быть реальностью, но думаю, что они не сильно расстроятся, здесь они сделали свой выбор, жизнь их будет проходить в России. Тоже вряд ли это какое-то оказывает значительное влияние, является стоп-фактором.
Есть анонсированные санкции на технологии, это более существенно в долгосрочном плане, но опять же какого-то непосредственного влияния на рынки не оказывает, что мы видели сегодня, когда, по сути дела, несмотря на тревожные новости, несмотря на то, что возможна дальнейшая эскалация событий, судя по тому, что мы сейчас видим, и судя по тому, как дальше развивается ситуация, я прежде всего имею в виду разговор о конкретных границах признанных восточноукраинских республик.
Несмотря на этот негатив, у нас рубль сегодня в течение дня укрепился, акции тоже не упали, падают ОФЗ, но там тоже ситуация в общем понятна, потому что, скорее всего, США, сегодня в 22:00 будет выступать Байден, объявит о санкциях на вторичный рынок российского долга, и, собственно, он-то на него уже сейчас реагирует: доходности растут, котировки облигаций российских падают, ну и кроме того, мы не можем не думать о том, как Центральный банк будет реагировать на ситуацию, и, вполне вероятно, резкий подъем процентной ставки дальнейший. И в таком случае та доходность, которую показывают сейчас ОФЗ, тоже может быть оправданной. Российский рынок процентных деривативов растет, и уже сейчас рынки закладывают повышение ставки до 13%.
– Сергей, то есть получается, того, что было в 2014 году, ждать не приходится, во всяком случае, в ближайшее время?
– Почему как бы ситуация развивается очень динамично. Я думаю, такой низкий уровень санкций по сравнению даже с тем, что было в 2014 году, я думаю, что это сделано специально для того, чтобы оставить пространство переговоров. Понимаете, Запад живет все-таки в парадигме того, что путем переговоров можно чего-то добиться, но явно тут стороны друг друга не понимают, и то, что для западных политиков являлось бы значимым, санкции, которые в значительной степени влияют на экономику, очевидно, для российского руководства совершенно не важно. Как известно, мы повторяем это с 2014 года, этот известный лозунг вспоминается, каждый раз приходится ко двору, о том, что есть вещи и поважнее фондового рынка, так сказать, известная картинка, которая была нарисована на одном из домов на Садовом кольце.
– А это правда так?
– Это правда так. Российское руководство абсолютно очевидно не предпринимает никаких усилий для того, чтобы каким-то образом уменьшить потери на финансовых рынках. Я думаю, что это, конечно, будет колоссальный удар прежде всего по рейтингу Путина среди среднего класса, потому что миллионы людей зашли в финансовый рынок, в фондовый рынок прежде всего, в рынок акций, в этом году сейчас это колоссальные убытки, и, скорее всего, эти убытки будут множиться, и как бы здесь никакой заботы нет, безусловно, это игра на свой страх и риск. И государство никоим образом не заботится о том, чтобы инвесторы были каким-то образом застрахованы.
Да, Центральный банк будет стараться обеспечить финансовую стабильность, но она распространяется только на валютный курс и процентные ставки в какой-то степени, только в той степени для того, чтобы удержать ситуацию под контролем, чтобы вкладчики не побежали из банков, не стали в панике скупать валюту. Вот здесь, безусловно, есть определенные заботы, поэтому, я думаю, и курс относительно стабильно себя ведет.
Все ожидают, что даже если ситуация будет развиваться по плохому сценарию, если продолжатся боевые столкновения, о чем мы сейчас слышим со стороны российских медиа, о том, что продолжаются перестрелки на Донбассе, о том, что, соответственно, российские войска, получено разрешение на их ввод, и, скорее всего, они будут введены и, скорее всего, будут восстанавливать территории "ДНР" и "ЛНР" – вся эта, в общем-то, движуха, безусловно, может повредить, с одной стороны, рублю, с другой стороны, заставит Центральный банк выйти на рынок, а с тем количеством резервов, которые есть у Банка России, по сути дела, он может любой курс поставить, здесь вопрос в том, насколько они вообще захотят.
– Насколько любой? Хочется обывательский вопрос вам задать, знаете, насколько может подорожать доллар? Я понимаю, что все зависит от событий, которые произойдут, но там есть какой-то коридор, по крайней мере?
– Банк России исповедует довольно такую ортодоксально-рыночную модель, в которой он старается как можно меньше влиять на рыночное курсообразование, и поэтому я думаю, что критерием будет даже не конкретный курс, а, наверное, поведение людей, то есть если люди побегут, то он уступит. Когда люди побегут? Я думаю, тогда, когда курс устойчиво закрепится выше 80, скажем, если мы увидим 81-82, может быть, для населения это будет каким-то триггером, фактором, когда люди побегут уже покупать валюту на все рубли и будет массовое бегство вкладчиков из банков.
В таком, я думаю, развитии событий Банк России может, в состоянии предотвратить, и, наверное, тогда он будет действовать, но на текущих уровнях, очевидно, нет, то есть сейчас курс находится на уровне 79,40, максимум сегодня вырастал до 80,90, как раз когда впервые утром появились новости о том, что признание будет в административных именно границах областей. После этого курс укрепился, потому что вышли очень мягкие санкции. И, соответственно, многие рассудили, что, может быть, это хорошая возможность войти, тем более, что Путин говорил о желании достичь мира на Восточной Украине, но это было бы так, если бы речь шла.
– Тут новости приходят каждый час новые, действительно вы правильно говорили, еще в ближайшее время будет выступление Байдена, поэтому будем следить за курсами валют в том числе.
– Я думаю, что до 90 может вполне вырасти, если именно у нас будет горячее столкновение, и Банк России, скажем так, обычно они не делают мелких шажков, то есть рубль-два для них вряд ли это является сигналом, но вот сигнал будет, если доллар устойчиво выйдет выше 80 и люди побегут. Если люди не побегут покупать валюту, он будет продолжать ждать, пока люди не побегут, грубо говоря.