Ссылки

 
"Патриарх Кирилл показал, какой он миротворец". Священник и религиовед рассказали, зачем Москва объявляла "рождественское перемирие"
Новость часа

"Патриарх Кирилл показал, какой он миротворец". Священник и религиовед рассказали, зачем Москва объявляла "рождественское перемирие"


Священник и религиовед рассказали об истинных причинах "рождественского перемирия"
пожалуйста, подождите
  • Auto
  • 240p
  • 360p
  • 480p
  • 720p
  • 1080p

No media source currently available

0:00 17:34 0:00
  • Auto
  • 240p
  • 360p
  • 480p
  • 720p
  • 1080p

Священник и религиовед рассказали, зачем Москва объявляла "рождественское перемирие"

В Киево-Печерской Лавре впервые рождественскую службу провела Православная Церковь Украины. Раньше там проводили богослужения только священники Украинской православной церкви Московского патриархата.

Всей Киево-Печерской Лаврой владеет государство в лице украинского Министерства культуры. Однако территория Лавры условно делится на Верхнюю и Нижнюю. Пещеры и монастырь Нижней Лавры тогда, когда президентом был сбежавший в Россию Виктор Янукович, были переданы в бессрочное бесплатное пользование УПЦ Московского патриархата. Верхняя же часть Лавры с Успенским и Трапезным соборами была в аренде у УПЦ МП, но 31 декабря 2022 года договор аренды истек, и Минкульт Украины продлевать его отказался.

В то время когда митрополит Епифаний служил Рождественскую службу в Киево-Печерской лавре, патриарх Московский и Всея Руси Кирилл служил в Кафедральном соборе РПЦ – Храме Христа Спасителя в Москве. Ее показывали в эфире российских государственных каналов. На 96-ой минуте трансляцию на время прервали, чтобы показать еще одну литургию, которую, если верить словам комментаторов, служили в Благовещенском соборе Московского Кремля – специально для Владимира Путина. В помещении с Путиным были только три священнослужителя, и, вероятно, оператор, который это снимал.

О рождественских службах и персональной литургии для Путина, а также о "рождественском перемирии" Настоящему Времени рассказали священник, отец Яков Кротов, и религиовед Андрей Ковалёв.

Отец Яков, Благовещенский собор Московского Кремля – это, если я не ошибаюсь, домовой храм русских царей. Было ли такое раньше, чтобы в этом храме служили рождественские службы для глав российского государства?

Яков Кротов: Это не домовой храм – это храм-усыпальница великих московских князей. Службы для царей, я думаю, всегда проводились. Но дело в том, что цари не так часто бывали в Москве – у них были свои резиденции многочисленные. И они часто встречали Рождество и в Коломенском, и в Измайлово, ездили в Сергиев.

Я думаю, объяснение простое. Если мы сейчас спросим на улице москвича, который является сторонником войны, к каковым я не отношусь, то москвич скажет: "Война. Глава государства должен остерегаться. Это логично". Он не увидит здесь ничего дурного.

Здесь важно пояснить, что территория рядом с Кремлем, храм Христа Спасителя, где служит патриарх Кирилл, – это суперохраняемые объекты Федеральной службой охраны. Условно сейчас ФСО, которая охраняет церковь, не способна обеспечить безопасность Путина в храме Христа Спасителя?

Яков Кротов: Есть такая чудная русская поговорка: "Береженого бог бережет". Хотя большинство диктаторов современности умирало своей смертью, включая Ленина, Сталина, Брежнева, Горбачева – тоже ведь кровавый человек. Но некоторые все-таки погибали: Бен Ладен, Бабрак Кармаль, Каддафи и так далее. Путин предпочитает перестраховаться. Это благоразумие. Есть такое у римских католиков понятие добродетели – благоразумие, пруденция. Как в анекдоте, где Илья Муромец вызывает Змея Горыныча на смертный бой, а тот не идет. И в конце концов Илья Муромец говорит в сердцах: "Ну что же ты, такой-сякой, трусишь?" "Ну трус, – говорит Змей Горыныч, – зато живой". Так и с нашим "Кощеюшкой".

Есть ли какие-то канонические правила, где должен глава государства присутствовать? Это нигде не закреплено?

Яков Кротов: Это мне напоминает кинофильм "Чапаев": где должен быть командир? Канонически это нигде не указывается. Традиция это тоже не закрепляет. Интуитивно, я бы сказал, там ведь не просто четверо священнослужителей – там ни одного священника в кадре нет и ни одного епископа.

А кто служит тогда эту службу?

Яков Кротов: Предполагается, что там показан момент, когда читаются часы. Видимо, на рождественской вечере. А духовенство, как предполагается, в алтаре. Но я совершенно не исключаю, что это просто постановка и в реальности ни один священник при этом не присутствовал.

Еще раз скажу: война, война, к сожалению, все деформирует. И в этом смысле, по-христиански, конечно, ты должен быть там, где люди, которых ты посылаешь на смерть и на риск. Но времена Дмитрия Донского и прочих давно позади. Ленин тоже не возглавлял походы Красной армии на Киев. Когда была учинена большевиками страшная резня в феврале 1918 года, Ленин при этом не присутствовал – тоже берегся.

Но Путин не только не возглавляет никакие походы, но еще и из Московского Кремля не выходит. Андрей, как вы думаете, о чем говорит тот факт, что Путин все-таки не поехал в храм Христа Спасителя, как вы это оцениваете?

Андрей Ковалев: По-моему, Путин уже давно не ездит в храм Христа Спасителя. Этот человек очень боится за свою жизнь. В принципе, у православных отношение к смерти такое, что смерти не нужно бояться, потому что ее не существует – есть вечная жизнь. Очевидно, этот человек – бывший чекист, бывший кгбшник, член советской партии – я думаю, что он абсолютный атеист. Я не верю в то, что Путин на самом деле православный. Он далеко не православный. Так же, как и патриарх Кирилл Гундяев – я часто слушаю его проповеди – это человек, который верит в шаманизм, верит в магизм. Очевидно, что и Путин тоже верит в шаманизм и в магизм, но никак не верит в Христа.

Опять же, смотреть, как этот кровавый диктатор, этот убийца убивает мой народ, я уже год являюсь военнослужащим Вооруженных сил Украины, потому что этот человек напал на мою страну, этот человек учинил геноцид украинцев. Каждый день нас обстреливают с территории Российской Федерации, с территории Беларуси крылатыми ракетами. У этого человека руки в крови.

Знаете, в православии есть такое понятие: "Молитва мытаря" и "Молитва Фарисея". Об этом рассказывал сам Христос в Евангелии. Это больше похоже на молитву Фарисея, который просто пришел в храм, но на самом деле он не верит в бога. Я думаю, Путин верит сам в себя. Просто жалко даже смотреть на эти кадры, это напоминает какой-то театр, а не богослужение, к сожалению.

А как вы думаете, зачем Путину и патриарху Кириллу было нужно заявлять о рождественском перемирии в одностороннем порядке? В итоге российская армия никакого перемирия не придерживалась. Вы понимаете, в чем был смысл заявлять об этом?

Андрей Ковалев: Как спикер Генерального штаба Вооруженных сил Украины я могу сказать, что действительно мы констатируем, что Вооруженные силы Российской Федерации – оккупационные войска – не придерживались никаких рождественских перемирий. Это больше похоже на работу на внутренний российский электорат, чтобы патриарх Кирилл показал, какой он миротворец, как они в принципе думают об украинских православных. Патриарх Кирилл попросил: "Давайте перестанем стрелять, чтобы украинские православные могли пойти в храм". Потом Путин включился. Демонстрируют таких миротворцев. Они стараются говорить такой нарратив: "Мы за православных, мы за русский мир". Но в то же время Вооруженные силы Российской Федерации уничтожают православные храмы.

Я был свидетелем того, когда десятки православных храмов под Киевом, кстати, храмов Российской православной церкви в Украине, были уничтожены. Я хотел вас поправить, потому что не существует никакой Украинской православной церкви Московского патриархата. У нас в Украине действует закон о свободе совести и религиозных организациях, статья 14 которого предусматривает существование религиозных организаций с духовным центром в стране-агрессоре. Так вот по этому закону эта церковь называется Российская православная церковь в Украине. И Вооруженные силы Российской Федерации уничтожали храмы той же РПЦ в Украине. Граждане Российской Федерации из Дагестана, из Бурятии убили несколько священников Православной церкви Украины. Практически были уничтожены все скиты Свято-Успенской Святогорской лавры, была практически уничтожена Святогорская лавра. И это все – дело рук российских оккупантов.

Поэтому очевидно, чтобы поддерживать этот нарратив про какой-то там русский мир, про защиту православия, диктатор Путин и его пособник по военным преступлениям Гундяев заявляли про эти рождественские перемирия. Вообще Путину сейчас очень нужна пауза, ему нужна передышка, ему нужно, чтобы Вооруженные силы Украины остановились. Поэтому они ведут все к замораживанию конфликта. Им нужно на три года заморозить конфликт, для того чтобы подросло новое пушечное мясо, которое готово, чтобы его гнали на убой, чтобы Путин мог реализовать свой федеральный проект по "могилизации" населения России.

Очень важно, что вы перечисляете разрушенные российской агрессией храмы в Украине в тот момент, когда мы показываем службу в храме Христа Спасителя. Я хотел задать отцу Якову тот же вопрос, что задал вам. Отец Яков, как вы думаете, зачем патриарх Кирилл – именно он, а не только Путин – объявлял о рождественском перемирии?

Яков Кротов: Знаете, ко мне еще в октябре прошедшего года обратился киевлянин Юрий Шеляженко с предложением подписать обращение к Зеленскому и Путину о рождественском перемирии. Я отказался именно потому, что считаю, что война просто должна быть прекращена. Российские войска должны быть выведены. И просить перемирие – это полумера, к тому же демагогическая мера. Я согласен с этой оценкой, что это, конечно, была демагогия.

Патриарх Кирилл служит верой и правдой Лубянке с 1968 года, к сожалению. И не он один из православных архиереев. Как и до революции, церковь превратилась в придаток государства и выполняет то, что прикажет государство. Это большая трагедия.

Да, конечно, Путин лицемер. Он не Фарисей – Фарисей веровал в бога. Я не думаю, что Владимир Владимирович сколько бы то ни было верует в бога. Он завоеватель. Будем надеяться, что все это провалится поражением. Но я еще раз скажу: есть благоразумие. Он ведет себя благоразумно, боится, перестраховывается. Я не думаю, что наша христианская вера в воскресение, в вечную жизнь означает, что украинский православный пойдет сражаться без бронежилета, без каски, выйдет в чистое поле, как Пересвет. Нет, конечно, надо предохраняться от гибели. Солдат не должен просто бросаться на амбразуру, если уж ты солдат. Никому от этого лучше не будет. Но вообще главное оружие христианина, как сказал апостол Павел, – меч веры, щит надежды, и во всем любовь.

Давайте теперь поговорим про Киев. Митрополит Епифаний служит службу в Успенском соборе Лавры. Можно ли назвать это неким тектоническим изменением для религиозной жизни в Украине? Отец Яков, как вы думаете?

Яков Кротов: Я думаю, это, конечно, символическое и знаковое событие. Я упоминал киевскую резню, учиненную большевиками, ведь и в числе жертв оказался митрополит Владимир, сторонник российской власти, сторонник того, чтобы Украина осталась в составе империи. Он был убит под стенами лавры, убийц так и не нашли. Но не исключено, что это были сами монахи, которые в основном были сторонниками независимости и свободы Украины. Потом была советизация, русификация. И то, что государство возвращает Киево-Печерскую лавру канонической Православной церкви Украины – это, конечно, прерогатива государства, и это логично. Дело в том, что та часть московской патриархии, которая была до сих пор в Киево-Печерской лавре, я не беру сейчас светский аспект по государственным законам Украины, но с церковной канонической точки зрения эти люди превратили себя в самочинное сборище. Они говорят, что они ушли от московской патриархии. Но куда они пришли? Православный церковный человек не может висеть в пустоте – он должен быть в какой-то поместной церкви.

То есть если они не подчиняются Москве, то они должны подчиняться еще кому-то – условно, Иерусалиму?

Яков Кротов: Мы, православные, не говорим "подчиняться" – это называется "соборность", это называется "пребывать в общении". И, на мой взгляд, было бы правильно, если бы все те, кто ходил на богослужение в лавре до сих пор, пришли бы точно так же и молились бы, потому что какая разница, откуда растет кадило? Бог один – господь Иисус Христос. Поэтому здесь учинять розни и становиться в позу: "Мы другие". Какие другие? Непонятно. Это, на мой взгляд, очень не по-христиански. Хотя, наверное, людей можно понять: много лет розни и вражды. Но Рождество – это в том и праздник, что мы побеждаем застарелые конфликты силой святого духа, примиряемся. И часто мы должны первыми просить прощения, потому что все-таки на протяжении почти 100 лет не Украина русифицировала Москву, а наоборот – Москва пыталась русифицировать Украину. Это же тоже грех против свободы украинцев говорить на своем языке, молиться на своем языке и так далее. Грех надо искупать.

Андрей, вы ранее говорили с украинских государственных позиций. А вы можете с церковной точки зрения сказать: сейчас можно ли представить, что останутся прихожане в УПЦ МП или, как вы выразились, Российской православной церкви?

Андрей Ковалев: Абсолютно согласен с оценками отца Якова. В свое время Леонид Данилович Кучма, президент Украины, написал свои воспоминания, которые назвал: "Украина – не Россия". Украина действительно не Россия. Поэтому Украина живет в ценностях свободы. Мы не можем запретить РПЦ в Украине, даже если они, к сожалению, проводят абсолютно антигосударственную работу. Мы можем только Службе безопасности Украины наказывать или передавать в суд на рассмотрение дела, которые касаются сепаратистов или еще чего-то. А вот запретить Московский патриархат в Украине, понятно, никто не может.

Но они сейчас все больше и больше превращаются в секту. Очень правильно сказал отец Яков: это самочинное сборище. Потому что от времени провозглашения Томоса об автокефалии Православной церкви Украины эти люди, эта религиозная организация стала неканонической на территории Украины. Поэтому сейчас они могут привести в соответствие с Томосом свое пребывание в Украине, присоединиться к Православной церкви Украины. Не хотят присоединяться – они могут выехать за границу и присоединиться к любой другой поместной церкви, на территории которой они окажутся.

С догматической точки зрения они превратились в секту. Потому что православная церковь говорит: "Спасение возможно только через Иисуса Христа". Московский патриархат в Украине говорит: "Спасение возможно только через сотрудничество и сожительство с Москвой". Они бога подменили Москвой. Поэтому с этой догматической точки зрения они просто превратились в секту и ничего общего с православием не имеют.

XS
SM
MD
LG