Поверенный по делам Украины в Грузии, дипломат Андрей Касьянов опубликовал статью в издании "Европейская правда", где описал непростые взаимоотношения Киева и Тбилиси. Он напомнил, что Грузия отказывается предоставлять Украине оружие, и в этом контексте вспомнил, что Киев просил передать ему зенитно-ракетные комплексы "Бук".
Речь идет о тех "Буках", которые Тбилиси получил от Киева пятнадцать лет назад. Предоставить их ВСУ сейчас Грузия отказывается. Более того, накануне министерство обороны Грузии выпустило заявление: эти комплексы в 2000-х годах Украина передала вовсе не просто так, а за деньги, по секретному договору.
В статье украинского дипломата Андрея Касьянова упоминаются два вида вооружений, которые Киев просил у Тбилиси. Это системы ЗРК "Бук" и американские противотанковые комплексы Javelin. Правда, в материале не уточняется, когда был сделан запрос, и не говорится, просила ли Украина оружие на безвозмездной основе или же планировала купить его.
"Киев просил передать комплексы "Бук", поставленные Украиной Грузии во время войны 2008 года. Также запрос Украины включал и переданные Грузии Соединенными Штатами противотанковые комплексы Javelin. Относительно последнего было не только согласие со стороны США, но даже предложение заменить их на более новые комплексы. Несмотря на то, что правительство Грузии категорически отказалось оказывать военную помощь, Украина выступает против использования этого вопроса во внутриполитических спорах и отвергает какие-либо обвинения в попытках втянуть Грузию в войну с РФ", – написал Андрей Касьянов.
Несмотря на пояснения украинца, его статья все-таки послужила очередным поводом для обвинений со стороны официального Тбилиси. Грузинские власти уже несколько раз обвиняли некоторых украинских чиновников, западных политиков и местную оппозицию в том, что те якобы намерены втянуть Грузию в войну с целью открыть "второй фронт" против России.
Еще одним поводом для недовольства со стороны грузинской власти стали слова Касьянова о комплексах "Бук", которые ранее Тбилиси передал Киев. Судя по заявлениям некоторых грузинских чиновников, они интерпретировали слова Касьянова буквально как призыв вернуть Украине вооружение, которое она сама же ранее подарила Грузии. Минобороны Грузии даже распространило специальное заявление, в котором говорится, что эти комплексы в свое время были переданы Киевом вовсе не безвозмездно. И не в 2008 году: "Указанные системы "Бук" оборонное ведомство получило в результате многомиллионной закупки в 2007 году. Указанная сделка была осуществлена по закрытому соглашению, из-за чего мы ограничены в возможности разглашать конкретные детали. Также поясняем общественности, что оборонное ведомство с целью закупки у США противотанковых систем Javelin в 2017 году потратило десятки миллионов долларов".
При этом в заявлении ведомства ничего не говорится о том, были ли США согласны на передачу украинской стороне новых систем Javelin, как в своей статье утверждает Касьянов. То, что "Буки" были куплены грузинской стороной, подтверждает и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, который сейчас осужден по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями. Он как раз был у власти, когда осуществлялась сделка. Правда, по словам политика, системы были куплены по минимальной цене. Отказ грузинской стороны сейчас передать "Буки" Украине Саакашвили назвал "предательством, которое останется черным пятном в истории грузино-украинских отношений". К обсуждению темы в прямом эфире Настоящего Времени присоединился грузинский политолог Гела Васадзе.
– Вы понимаете, о каком таком секретном контракте на покупку украинского оружия идет речь?
– 2007 года. Грузия закупила тогда у Украины вооружение, причем не только "Буки" – там были и украинские танки.
– Это было до вторжения?
– Естественно. Это 2006-2007 годы. Украина и Израиль – это две страны, которые нам тогда продавали оружие. Ни одного вида вооружения, ни одного патрона. Израиль продавал нелетальное оружие – беспилотники. А что касается летального оружия, Грузии, которой уже было ясно, что Путин нападет, единственная страна, которая оказывала военную помощь, была Украина. И об этом тоже надо помнить.
Наши власти, видимо, не совсем понимают. Дело в том, что Грузия является членом "Рамштайна". А это означает, что Грузия уже находится с Россией в состоянии войны. Кроме всего прочего, Грузия находится в состоянии войны с 2008 года, официальной войны. Боевые действия не ведутся на основании перемирия, заключенного в августе 2008 года Медведев – Саакашвили – Саркози, которое было тут же нарушено Россией.
– Есть перемирие, а не мирный договор. То есть официально еще в состоянии войны.
– Да, конечно, мы продолжаем находиться в состоянии войны, это тоже нужно хорошо понимать. Во-первых, все члены "Рамштайна" по факту, не формально, а по факту находятся с Россией в состоянии войны. А если брать формальную сторону, то мы находимся в состоянии войны после 2008 года. Но некоторым членам нашей правящей партии кажется, что они лично не находятся с Россией в состоянии войны. Но это уже их проблемы. Кстати, это их проблемы, которые становятся нашими.
– Почему тогда не поставляет?
– Они не поставляют, потому что не хотят раздражать, не хотят ссориться с Москвой. Они пришли к власти под знаменем того, что можно было не ссориться, можно было не разрушать, можно было вообще избежать этой войны. Широкомасштабные боевые действия против Украины в феврале 2022 года им как серпом по одному месту. Потому что это доказывало, что нельзя было избежать войны, что такова природа российского режима. Есть в грузинском хорошее выражение: читать Евангелие над головой волка. Так вот пытаться о чем-то договориться с Россией при сегодняшних раскладах – это читать Евангелие над головой волка. Но наши власти предпочитают притвориться ветошью и не отсвечивать. Справедливости ради надо сказать и другое: конечно же, украинская сторона прекрасно знала, что эти власти никогда в жизни ни при каких обстоятельствах никакого оружия Украине не передадут.
– Это скорее выглядит как попытка давления на общество, чтобы общество надавило на власть. Нет?
– Как общество в Грузии поддерживает Украину, так ни в одной стране мира не поддерживает общество. Мы воспринимаем это как свою войну. Очень многие у нас воспринимают как свою личную войну. И это тоже понятно почему. Тут, я думаю, причина в другом: попытка отделить овец от козлов.
– Что вы имеете в виду?
– Я имею в виду, что нельзя одновременно быть членом "Рамштайна" и в то же самое время говорить: "Мы не поставим оружие".
– Но ведь участие в "Рамштайне" – это же тоже только дипломатическое? Может, речь о том, что Грузия…
– Нет-нет, извините. "Рамштайн" – это военно-политическое.
– Безусловно. Но Грузия, грубо говоря, не скидывается деньгами для оружия для Украины?
– Мы находимся в военно-политическом союзе, который, в общем-то, воюет с Россией. Второй фронт – это другое. Второй фронт на Кавказе, как говорит еще один мой друг Владимир Копчак, может открыть только Россия. Больше никто никакой второй фронт открыть здесь не может. Давайте будем исходить из реалий. Когда Россия уже системно ослабнет, тогда может быть все что угодно. А пока нет.