15 лет назад, первого февраля 2009 года, у Русской православной церкви появился новый глава. Патриархом Московским и Всея Руси стал Владимир Гундяев (имя священника в миру), взявший себе церковное имя патриарх Кирилл: он сменил на этом посту Алексия Второго. За 15 лет Кирилл укрепил связи церкви с Кремлем и лично Путиным, поддержал войну России против Украины и подпал под санкции ЕС, США и Великобритании.
Что известно о главе РПЦ? Настоящее Время вспоминает его карьерный путь на вершину РПЦ.
Дед Владимира – Василий Гундяев – в советские времена был трижды арестован НКВД за антисоветскую деятельность и пропаганду, в том числе в 1945 году, во время Второй Мировой войны. Всего он провел в тюрьмах и лагерях почти 30 лет. Сын Василия Гундяева Михаил, настоятель Свято-Никольского храма на Большой Охте, в 1934 году был приговорен тройкой НКВД к лагерям за враждебные настроения к Советской власти и подготовку теракта против товарища Сталина. Спустя 12 лет в семье Михаила и его жены Раисы родился мальчик, которого назвали Владимиром.
В отличие от его отца и деда, отношения с советскими спецслужбами у будущего патриарха сложились очень хорошие. И это произошло задолго до того, как он стал главой РПЦ.
Журналист Бернард Оденаль рассказал, что вместе с коллегами он нашел архив в Женеве, где хранятся подтверждения швейцарской разведки, что Гундяев работал на КГБ еще в 70-е годы, когда жил в Женеве.
Всего в архиве швейцарских спецслужб журналисты нашли 37 записей о Владимире Гундяеве. В Женеве он работал под псевдонимом "Михайлов". Официально в Швейцарию его отправила церковь – на службу в Московский патриархат в 1971 году. Он очень быстро нашел общий язык с советской диаспорой, находившейся в изгнании.
"Файлы, доступ к которым мы получили, не содержат подробностей, какие именно задания он выполнял, но мы говорили с людьми из русского комьюнити, которые много общались с ним здесь и пришли к выводу, что он собирал информацию о них", – рассказывает Бернард Оденаль.
В автобиографии тогдашнего консула советского посольства в Швейцарии Вадима Мельникова, офицера КГБ, есть много воспоминаний о Гундяеве. Священник, по рассказам свидетелей, любил красивую жизнь: коньяк и шампанское, горы, лыжи и дорогие автомобили.
"Он приезжал в Швейцарию не меньше 43 раз в тот период. Почему он уехал в 74-м? Мы точно не знаем, но есть история, которую рассказал Мельников. Уже тогда Кирилл любил люкс. Он ездил на шикарных машинах, в том числе белом BMW, что в те времена было огромной роскошью даже для Швейцарии, – рассказывает Бернард Оденаль. – Он поехал в горы и там эту машину разбил. Мельников рассказал, что это стало причиной скандала, который попал в прессу, и вероятно, поэтому КГБ забрал их обоих из страны".
Поддержкой КГБ, а затем ФСБ в Русской православной церкви располагали, вероятно, все кандидаты на пост Патриарха московского и Всея Руси. Но выбрали Кирилла. Имел ли он звание и погоны, а также имеет ли он их сейчас, неизвестно.
"Это не его уровень. Он не унижается до этого уровня. У него выход на президента. Зачем ему какая-то ФСБ? Все поменялось. Это он использует чекистов, а не наоборот. Был он агентом или нет, какое это имеет значение?" – считает экс-протодиакон РПЦ Андрей Кураев.
Так или иначе, позиция церкви уже никогда не расходилась с политикой государства.
25 февраля 2010 года Патриарх Кирилл благословляет на президентство Виктора Януковича – президента Украины, выбравшего для страны курс на сближение с Россией, а не с Европой. Не прошло и года, как Янукович получил Орден Князя Владимира первой степени.
Но удержать Украину под покровительством Москвы не получилось ни у Кремля, ни у ФСБ, ни у РПЦ. Патриарх довольно долго не комментировал войну на Донбассе. Но призывал молиться о мире и единстве русского народа, частью которого он считал и украинцев – "ибо все мы вышли из купели киевской".
"Не дай бог, чтобы между Россией и Украиной пролегла страшная черта, обагренная кровью братьев", – это его слова от 27 февраля 2022 года. Полномасштабная война длилась уже три дня, шли бои за Киев, Россия оккупировала Бердянск и вошла в Херсон. В Украине были сотни, а скорее тысячи погибших. Но патриарх не призвал остановить кровопролитие и даже не признал его.
При этом он считает Украину "землей русской":
"Храни Господь землю русскую. Когда я говорю русскую, я употребляю выражение из Повести временных лет – "Откуда есть пошла русская земля, в какую ныне входит и Россия, и Украина, и Беларусь", – заявлял он.
Но довольно быстро после начала полномасштабного конфликта патриарх принял правила игры и публично вступил в информационную войну.
"Восемь лет идут попытки уничтожить то, что существует на Донбассе. А на Донбассе существует принципиальное неприятие тех ценностей, которые сегодня предлагаются теми, кто претендует на мировую власть", – заявил он вскоре.
"Речь идет о патриархе, который мнит себя духовным отцом обеих сторон конфликта. При этом одна сторона считает вторую своими братьями: не только пропаганда, но и массовое сознание считает, что украинцы и русские один народ, – комментирует его слова экс-протодиакон РПЦ Андрей Кураев. – В этом смысле это междоусобная война. Междоусобица между людьми, относящимися и к одному народу, и к одной церкви, – патриарх однозначно занял именно одну сторону".
"Но мы уж так воспитаны, что любим свое отечество и будем готовы защищать, как только русские могут защищать свою страну. Мы должны быть верны, я имею в виду военнослужащих, верны своей присяге и готовности душу свою положить за други своя, как свидетельствует об этом слово Божие", – а это уже патриарх говорит военным, призывая не бояться умереть за родину, ссылаясь на священное писание. К окончанию войны при этом не призывает.
"Можно было бы ждать такой позиции от патриарха, который мнит себя и московским, и киевским, но он этого не сделал, – говорит Андрей Кураев. – Возможно, потому что понял, что мирными путями удержать его влияние на Украину не удастся. И там, где будут танки, там будет его каноническая территория. Российские танки".