Бывший зампредседателя СБУ (Службы безопасности Украины) Виктор Ягун подтвердил украинской службе Радио Свобода, что взрывы в чешской деревне Врбетице произошли на складах, где собиралось оружие, предназначенное для отправки в Украину. Страна в тот момент вела ожесточенные боевые действия с пророссийскими сепаратистами на Донбассе и нуждалась в вооружении.
В интервью Радио Свобода Ягун, который занимал должность в СБУ с марта 2014-го по июнь 2015 года, рассказал, что "Укроборонпром" тогда пытался закупить и поставить вооружение на Донбасс через болгарского оружейного магната Емельяна Гебрева. "Но контракт не был выполнен, вооружение было уничтожено. Не знаю, понесла ли Украина материальный ущерб, но то, что нам стало сложнее, – это да", – подчеркнул он.
Чехия несколько дней назад обвинила в двух взрывах в Врбетице агентов ГРУ, которые находились в стране с 11 по 16 октября 2014 года. Они въехали в Чехию по поддельным паспортам на имя Руслана Боширова и Александра Петрова: эти же паспорта, по данным британских спецслужб, были использованы теми же агентами для въезда в Великобританию и отравления Сергея и Юлии Скрипалей "Новичком" в 2018 году. Судя по опубликованным фотографиям, агенты являются офицерами секретной части ГРУ 29155 Анатолием Чепигой и Александром Мишкиным. Незадолго до первого взрыва они запрашивали доступ на склады в Чехии, прислав в фирму, которая их арендовала, фотокопии фальшивых паспортов на имена Николая Попы (гражданина Молдовы) и Руслана Табарова (гражданина Таджикистана).
По данным издания Respekt, боеприпасы, которые были взорваны на складе в Врбетице, предназначались именно для бизнесмена Емельяна Гебрева. Следствие считает, что российская разведка планировала организовать взрыв уже после того, как боеприпасы будут доставлены в Болгарию, а оттуда в Украину. Но этого сделать не удалось: взрыв произошел сначала на одном складе 16 октября 2014 года, а потом – в декабре на другом складе в том же ареале.
Виктор Ягун подтвердил, что боеприпасы в Врбетице предназначались для Украины, а Емельян Гебрев занимался "логистическими вопросами поставки" этого вооружения.
Позже, в 2015 году, бизнесмен стал объектом двух попыток отравлений "Новичком". Болгарское следствие считает, что к этому отравлению также были причастны российские агенты.
– Каким образом связаны взрывы на чешских складах, болгарский предприниматель и Украина?
– В Украине в 2014 году сложилась такая ситуация, когда фаза активных боевых действий не позволяла нам использовать в полном объеме те боеприпасы, которые у нас были. Надо было разбираться, что у нас есть, чего нет, боеприпасы шли в первую очередь. Тогда часть людей, которые занимались логистикой поставок, вышли на бывших партнеров по Варшавскому договору. В этих странах хранилось значительное количество боеприпасов, которое им на тот момент уже не требовалось, и они искали пути их реализации.
И вот одна из таких стран, которая была постоянно в контакте с нашим Министерством обороны и откуда мы неоднократно получали какие-то боеприпасы, – это была Болгария.
Бизнесмен, который был отравлен и в отравлении которого подозревают российские спецслужбы, занимался поиском в странах бывшего Варшавского договора этих боеприпасов. И лучшим местом для их транзитного хранения перед отправкой в Украину была Чехия. И они там хранились на передержке. Грубо говоря, накапливался какой-то объем для того, чтобы можно было сформировать эшелон или какую-либо другую грузовую единицу. И после этого они уже должны были быть отправлены в Украину.
После того как произошли взрывы, что у чешских правоохранителей, что у нас действительно возникло подозрение, что не могут быть стечением обстоятельств накопления боеприпасов в одном месте для передачи Украине и уничтожение их в том же самом месте.
Одна из версий расследования – что это была диверсия. Вторая версия была халатность: потому что те склады хоть и были бывшими военными складами, но на них не было полного объема условий для того, чтобы хранить вооружение. Они не в полной мере соответствовали требованиям. Возможно, именно это и побудило диверсантов к тому, что они реализовали свои намерения: там и охрана была не такая усиленная, как на военных складах, и система безопасности была на достаточно начальном уровне.
Хотя когда-то и строились для военных нужд, но на тот момент эти склады уже немножко были устаревшими (чешская армия ушла из Врбетице в 2006 году – НВ). Это нас тогда и побуждало к мысли, что, возможно, к этому причастны диверсанты. А кому это выгодно? В первую очередь это было выгодно Российской Федерации.
– Вы сотрудничали тогда со спецслужбами Чехии, Болгарии?
– Они тогда делали запросы по поводу того, имеем ли мы какие-то контакты. Ну а что мы? Это же не наши контакты были, не спецслужб. Это были контакты "Укроборонпрома", который тогда пытался закупить и поставить это вооружение. Контракт не был выполнен, вооружение было уничтожено. Не знаю, понесла ли Украина материальный ущерб, но то, что нам стало сложнее, – это да.
Позже произошли несколько взрывов (на складах боеприпасов), которые были в Украине. Если это все сложить в одну картину, то получается, что то вооружение, которое нам очень необходимо было на фронте, фактически уничтожалось не только на территории Украины, но и на территории других стран.
– Украинские спецслужбы фиксировали деятельность "Петрова" и "Боширова" на территории Украины?
– Здесь точно их не фиксировали. В Украине, если они и действовали, то действовали через свою агентуру, которая, наверное, должна была иметь украинское гражданство. Другое дело – в Европе, где, как потом выяснилось, они пользовались поддельными паспортами. Это им позволяло постоянно переезжать из страны в страну и, соответственно, осуществлять те преступные акты, которые задокументированы.
– То, что произошло в Чехии, – как это было возможно? В Чехии были не готовы к такой дерзкой диверсии?
– Именно так. Они просто не представляли, что столь нагло могут действовать диверсионно-разведывательные группы на территории их страны.
– Как, по вашему мнению, возможно попасть диверсантам на экскурсию на склады, как в случае с чешским расследованием?
– Это один из методов зарабатывания средств, когда бывшие военные объекты, которыми были и эти склады, для того чтобы подзаработать немного денег, запускают определенное небольшое количество экскурсантов. За счет этого они имеют такой побочный заработок.
– В Украине сделали какие-то выводы после взрывов на складах?
– Безусловно. Начал формироваться совершенно иной подход к охране военных складов. И материально-техническое обеспечение улучшилось, и охранные функции были пересмотрены, и была введена система противодействия возможным ударам с воздуха из-за возможного использования беспилотных аппаратов. Все это было учтено, и сейчас в Министерстве обороны, насколько я знаю, ведутся работы не только для улучшения, а для полной перестройки в соответствии со стандартами НАТО складов, где будет храниться оружие.