Ссылки

Новость часа

Телесные мутации, голодающие миллиардеры и трудовые мигранты. В Каннах начинается 75-й международный кинофестиваль


Едва оправившись от двух лет пандемии, Каннский фестиваль 2022 года так и не стал полноценным праздником кино. Напоминание о войне в Украине внесло свои коррективы в программу и в атмосферу среди кинематографистов еще до открытия. Фестиваль пройдет с 17 по 28 мая.

О войне в первую очередь расскажет внеконкурсная премьера документальной картины "Мариуполис 2" (Литва-Франция-Германия). Ее автор, литовский режиссер Мантас Кведаравичюс, был убит российскими войсками в начале апреля. Его невеста Анна Белоброва вывезла отснятый материал и смонтировала его вместе с редактором Мантаса – Дуней Сычовой.

"Знаете, что самое необычное в Мариуполе? Никто из его обитателей не боялся смерти, даже когда она была рядом. Люди поддерживали друг друга, рискуя жизнью. Это был рай в аду... Это было сердцебиение жизни", – отмечено в авторских комментариях.

Украину представляют два полнометражных дебюта: "Видение бабочки" Максима Наконечного (программа "Особый взгляд") о военнослужащей АТО, прошедшей плен, и психологическая драма "Памфир" Дмитрия Сухолиткого-Собчука ("Двухнедельник режиссеров"). Также сосценаристка "Видения бабочки" Ирина Цилык участвует в работе жюри конкурса документалистики "Золотой глаз".

Украина также представлена новым документальным фильмом Сергея Лозницы "Естественная история разрушения". Уроженец Беларуси, Лозница учился и жил в Украине, и многие его картины связаны с историей страны. Вдохновленный книгой Винфрида Зебальда и основанный на архивных кадрах Второй мировой войны, фильм ставит вопросы, актуальные и сегодня. Приемлемо ли использовать гражданское население в качестве средства ведения войны? Можно ли оправдывать массовое уничтожение "высшими идеалами"?

Россия, несмотря на протесты, все же будет представлена на фестивале. Подвергавшийся преследованию и покинувший страну режиссер Кирилл Серебренников покажет картину "Жена Чайковского" и фрагменты англоязычной ленты "Лимонов, баллада об Эдичке".

Конечно, наибольшее внимание будет приковано к основному конкурсу. Рассказываем о наиболее вероятных, по нашему мнению, претендентах на "Золотую пальмовую ветвь".

"Треугольник печали" (Рубен Эстлунд, Швеция)

Эстлунд известен своим саркастическим отношением к западному привилегированному классу – и здесь он тоже не сдерживает себя. Пара моделей, Карл и Йайя, отправляются в круиз в компании русского олигарха, британских торговцев оружием и эксцентричного капитана-алкоголика в неожиданном исполнении Вуди Харрельсона. Все лоснится роскошью, однако затем начинается шторм. Ужин со всеми физиологическими подробностями превращается в коллективный приступ морской болезни.

А потом и вовсе начинается нечто вроде сказки Салтыкова-Щедрина "Как один мужик двух генералов прокормил". Пассажиры после кораблекрушения оказываются на необитаемом острове. Тут-то и происходит социальный переворот. Выжившая уборщица – единственная, кто умеет ловить рыбу и таким образом спасти всех от голодной смерти.

"Тори и Локита" (Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, Бельгия-Франция)

Братья Дарденн вернули бельгийскому кино мировую славу: четырежды участвовали в конкурсе Каннского фестиваля и все четыре раза уезжали победителями, причем дважды получили "Золотые пальмовые ветви", за "Розетту" и "Дитя". На сей раз режиссеры привезли историю о мигрантах. Тори и Локита, по сути, еще дети, пробившиеся в Бельгию из Африки, и их дружба – единственное, что они могут противопоставить испытаниям в негостеприимной Европе.

"Для Локиты и Тори, только что вышедших из детства, как из Африки – Камеруна и Бенина, – дружба заключается не только в том, чтобы быть рядом друг с другом, помогать друг другу платить контрабандистам, урегулировать свое положение, найти работу на черном рынке, отправлять деньги семьям на родину и т.д., – это еще и о том, что нельзя быть друг без друга, о том, чтобы любить друг друга как брат и сестра, о том, чтобы создать семью, чтобы не оставаться наедине в темноте со своими кошмарами, чтобы утешаться жестом, словом или песней, чтобы не погрузиться в одиночество и панические атаки", – отметили режиссеры.

R. M. N. (Кристиан Мунджиу, Румыния)

В фильме Мунджиу сюжет отчасти отражает фабулу "Тори и Локиты". Уволившись с работы в Германии, Матиас возвращается в свою трансильванскую деревню. Он хочет заняться воспитанием сына, увидеть свою бывшую возлюбленную Чиллу, позаботиться о старом отце. Впрочем, когда на небольшую фабрику, которой управляет Чилла, нанимают группу иностранных рабочих, мир в тихой коммуне рушится. На поверхность вырываются старые добрые расовые предрассудки, оживают ранее дремавшие конфликты.

Мунджиу уже имеет "Золотую пальмовую ветвь" за "4 месяца, 3 недели и 2 дня", посвященные проблеме запрета абортов во времена Чаушеску. Трудовая миграция – новая для него тема.

"Преступления будущего" (Дэвид Кроненберг, Канада-Греция)

Кроненберг вновь берется за излюбленную тему соединения машинного и биологического. В его галлюциногенной антиутопии можно выращивать, а затем удалять новые органы. Именно эти метаморфозы демонстрирует перформер Сол (Вигго Мортенсен) с помощью ассистентки Каприс (Леа Сейду) в авангардных представлениях. Тимлин (Кристен Стюарт), исследователь из Национального реестра органов, отслеживает перемещения странной пары. В действие также вовлечена некая группа, которая хочет использовать известность Сола, чтобы пролить свет на следующую фазу человеческой эволюции.

Кроненберг возглавлял Каннское жюри в 1999-м, побеждал в Венеции, но главного приза Каннского фестиваля в его наградном списке еще нет.

"Посредник" (Хирокадзу Корээда, Южная Корея)

Сан-ен с помощником Тон-су ищет новых родителей для младенцев, оставленных в беби-боксах, и называет себя посредником доброй воли. Однажды они забирают очередного ребенка, но на следующий день молодая мать внезапно возвращается за малышом и, не обнаружив его, звонит в полицию. Детектив Су-джин уже давно подозревает посредников в незаконной деятельности, и вместе с напарницей они начинают преследование.

Корээда, в 2018 году награжденный "Золотой пальмовой ветвью" за "Магазинных воришек", вновь рассказывает трогательную повесть о семье изгоев, в которой любовь друг к другу гораздо важнее отсутствующих кровных уз.

XS
SM
MD
LG