Данные экзитполов после закрытия участков на парламентских выборах в Болгарии показывают лидерство сторонников консервативного политика, бывшего премьер-министра Бойко Борисова. Вместе с тем он не получает большинства, которое позволило бы положить конец длительной политической неопределенности в стране.
Для Болгарии это уже седьмые внеочередные парламентские выборы за последние четыре года. Правоцентристская партия ГЕРБ ("Граждане за европейское развитие Болгарии") Бойко Борисова совместно с "Союзом демократических сил", судя по опросам, повторила на нынешних выборах результаты предыдущего голосования в июне, набрав от 25% до 27% голосов.
За ГЕРБ-СДС следует коалиция реформистских партий "Продолжаем перемены" и "Демократическая Болгария" – почти 15%. Оба политических объединения выступают за сохранение евроатлантической ориентации Болгарии и дальнейшую помощь Украине в ее военном конфликте с Россией.
На третьем месте крайне правая пророссийская партия "Возрождение", получившая 12,9% голосов. Летом этого года ей удалось провести закон о запрете "пропаганды ЛГБТ" в школах (другой ее законопроект, более радикальная версия российского закона об "иноагентах", пока блокируется другими партиями). Лидера "Возрождения" Костадина Костадинова за его предполагаемые связи с Россией прозвали "Костя Копейка", а депутатов партии – "копейками". Пророссийским считается и президент Болгарии, бывший военный летчик Румен Радев, находящийся у власти с 2017 года.
Всего, как ожидается, в новый состав Народного собрания войдут от семи до девяти партий. Явку на очередных досрочных выборах 27 октября называют низкой – около 31%.
В Болгарии не удается сформировать стабильное правительство с тех пор, как в 2020 году в результате крупных антикоррупционных протестов прекратил существование кабинет во главе с Бойко Борисовым. После июньских выборов этого года политикам трижды не удавалось сформировать коалиционное правительство.
Болгария – европейский и мировой рекордсмен по степени недоверия общества к выборам. По данным Gallup за прошлый год, лишь 10% граждан считали этот процесс честным (в среднем по Евросоюзу этот показатель составлял 62%).