Глава Сумской области Дмитрий Живицкий рассказал в эфире Настоящего Времени о "десятках" украинцев, которые были расстреляны в области российскими военными. По его словам, особенно страшная ситуация сложилась в городе Тростянце, откуда ранее поступало много сведений о мародерстве российских военных. "БТР с автоматчиками, которые сидят сверху на броне. Они проезжают по улицам, расстреливают автомобили, расстреливают просто людей, которые идут на работу, с работы, идут в магазин, в аптеку. Ходили по жилым дворам, заходили в дома, выводили на улицу местных жителей и расстреливали, это десятки людей", – рассказал чиновник.
В условиях войны у нас нет возможности убедиться в достоверности этих слов. Также телеканал "Настоящее Время" пока не может независимо подтвердить количество погибших в Тростянце и Сумской области именно от рук российских военных. Однако российская авиация за последние дни несколько раз бомбила Сумы, а также нанесла сильные ракетные удары по городу Ахтырка, где были разбомблены ТЭЦ и железнодорожный вокзал: там есть многочисленные жертвы. В Тростянце, по словам того же Живицкого украинским медиа, российские военные захватили городской совет и железную дорогу и "прикрываются" местными жителями.
– Расскажите, пожалуйста, что у вас происходит.
– Сумская область подверглась активным бомбардировкам. Днем 3 марта был разбомблен город Ахтырка, было прямое попадание авиабомбы в местную ТЭЦ, остановлено теплоснабжение города, остановлена подача горячей воды. Город сейчас находится без электроэнергии, и уже несколько часов назад центральная и южная части области подвергается бомбардировкам.
Обстрелы также в городе Лебедин, в городе Сумы, в населенных пунктах Боромля, Токари. Враг бьет как по жилым кварталам, так и по объектам критической инфраструктуры: это ТЭЦ, это электрические подстанции. Сейчас часть области находится без электроснабжения, в городе Сумы тоже в большей части нет электроснабжения, работают аварийные бригады.
Город Тростянец находится под контролем оккупантов, и там уже который день осуществляется, мы можем сказать, геноцид россиянами украинцев. Они боятся артиллерийских обстрелов, попадания высокоточных ракет, боятся попадания ракет Bayraktar (ракеты, которые используются для дронов турецкого производства, стоящих на вооружении ВС Украины – НВ). Поэтому они выводят людей на улицу, чтобы люди ночевали просто среди улиц – для того чтобы защитить себя. Они боятся и прикрываются местным населением.
Плюс, по нашей информации, которую передают нам местные жители, родственники, а также друзья, которые находятся на территории Российской Федерации, россияне поставили установки "Град" на своей территории вдоль границы Украины (Сумская область находится на границе с РФ – НВ) и обстреливают "Градами" сами себя. То есть они сегодня обстреливают территорию Российской Федерации для того, чтобы, наверное, сделать картинку и сфабриковать то, что как будто украинцы обстреливают мирных жителей России. Cегодня они также бомбят всю приграничную часть Украины, это и Харьков, и Чернигов, и Сумы.
– Известно ли вам, есть ли уже какие-то попадания из установленных в Сумской области российских орудий по территории России?
– Нет у нас этой информации. Информацию мы получаем от местных жителей, которые находятся как на той стороне, так и на этой. Они слышат залпы, они слышат взрывы, они передают эту информацию нам. И Служба безопасности Украины тоже подтверждала, что россияне готовили такие провокации, и они, очевидно, это уже начали делать.
– Давайте подробнее поговорим про ситуацию в Тростянце.
– В городе Тростянец прямо сейчас невозможно забрать тела погибших мирных украинцев. Людей несколько дней подряд расстреливали на улицах, мародерствовали в магазинах, забирали у них гражданскую одежду.
– Вы сказали "расстреливали на улицах"?
– В городе Тростянец просто ходили по жилым дворам, заходили в дома, выводили на улицу местных жителей и расстреливали. Тела мертвых расстрелянных мирных граждан находились на улицах. Соседи собирали их и затаскивали к себе во дворы, складывали их у себя в сараях, в погребах для того, чтобы хотя бы уличные собаки не глумились: мы сами понимаем, что может случиться с телом мертвого человека на улице.
– Речь идет о десятках таких убитых?
– Да, это десятки людей. Это бэтээры с автоматчиками, которые сидят сверху на броне. Они проезжают по улицам, расстреливают автомобили, расстреливают просто людей, которые идут на работу, с работы, идут в магазин, в аптеку. Они заходят во дворы, вытаскивают людей на улицу для того, чтобы прикрываться этими людьми при движении колонн, прикрываться мирными жителями для того, чтобы избежать попаданий высокоточной артиллерии, которая прилетает к нам на территорию области из других мест, и избежать попадания "Байрактаров".
– Сколько убитых и раненых у вас в области с начала войны?
– Мы, к сожалению, не можем посчитать до конца количество убитых. Потому что российские солдаты стреляют, расстреливают автомобили скорой помощи. Мы не можем забрать тела и похоронить нормально наших расстрелянных мирных жителей. Потому что идут обстрелы гражданских автомобилей, обстреливаются машины скорой помощи, обстреливаются автомобили служб, которые обеспечивают жизнедеятельность.
От бомбардировок погибли уже больше сотни людей, а расстрелянных мирных жителей – десятки.
– Я уточню: вы говорите, что в Сумской области сотни погибших – от обстрелов, а десятки – от расстрелов?
– Да.
– У вас есть видео подобного? Потому идут уже восьмые сутки этой страшной войны, но таких страшных свидетельств я еще не видела.
– Люди на самом деле очень боятся выходить на улицу: только достают мобильный телефон – по ним сразу моментально стреляют. Они боятся. Мы хотим вывезти из города Тростянец хотя бы несколько местных жителей какими-то окольными путями для того, чтобы они журналистам могли рассказать из первых уст правду о том, что происходит сегодня в городе Тростянец. Город Тростянец превратился в такое место расстрелов, геноцида и убийства местных жителей.
– Из Тростянца и других захваченных городов совсем нет возможности вывезти людей?
– К сожалению, у нас не было возможности эвакуировать людей. Города заблокированы, нет возможности провезти лекарства, продукты питания.
Из-за того что область осталась без электроэнергии, на завтра мы можем остаться без хлеба, потому что хлеб находится в печах, и эти печи не запустились, то есть невозможно выпекать хлеб. Сегодня без электроэнергии остались наши больницы. Они работают на дизель-генераторах, но мы понимаем, что если не будет восстановлено стабильное электроснабжение, то закончится топливо, и они могут остаться без электроснабжения. И это тоже гуманитарная катастрофа. Мы уже который день активно работаем над тем, чтобы все-таки были организованы коридоры для выведения местного гражданского населения.
– Дмитрий, Путин сегодня рассказывал россиянам, что украинская армия ставит артиллерию или какое-то тяжелое вооружение среди жилых кварталов и бьет по России или по российской армии. Вы можете это как-то прокомментировать?
– Я вам абсолютно авторитетно заявляю: на территории Сумской области нет ни единой артиллерийской установки. У нас была реактивная артиллерийская бригада, которая за две недели до начала войны покинула территорию Сумской области и ушла на выполнение заданий в другие регионы Украины. В первую очередь это Луганская и Донецкая область, где уже 8 лет идет война и где частично аннексирована территория Украины, захвачена территория Украины.
На территории Сумской области нет артиллерии, нет регулярных военных частей, идет просто уничтожение мирных жителей. Ракеты, бомбы попадают в школы, садики, в больницы. Это надо рассказывать и показывать, мы подготовим все эти материалы, мы можем дать материалы и обстрелов, и состояния и улиц, домов, школ, садиков. Буквально в один из первых дней (25 февраля – НВ) обстреляли из "Градов" мирную Ахтырку, мстили за то, что просто мирные жители не пустили, выгнали бронетехнику из города. Там больше десятка погибших от обстрелов, три ребенка погибли от обстрелов "Градами". Они не успели добежать до бомбоубежища, которое находилось в подвале детского сада, и прямо на территории детского сада погибли от поражения "Градами".
– Как вы думаете, почему именно в вашем регионе российские военные жестоко обращаются с местным населением?
– Мы сейчас видим, что российские военные переодеваются в гражданскую одежду и многие бегут в Россию: они поняли, что наземная операция на территории Сумской области у них захлебнулась. Местное население и вся территориальная оборона стала на защиту не только Сумской области, но и Украины. Мы остановили активное продвижение техники, танков, "Градов" вглубь страны. И тогда россияне начали бомбить, наносить авиаудары по территории Сумской области и соседних приграничных областей.
– Что сейчас может остановить войну?
– Остановить эту войну, я считаю, могут в первую очередь сами россияне. Я считаю, что каждый гражданин России сегодня своими налогами, своим бездействием, своей слабой, вялой позицией вносит свой вклад в геноцид и убийство мирных украинцев. Что сегодня могут сделать граждане России? Или они выйдут на улицу и снесут эту власть и остановят войну, либо они станут соучастниками!
Сотни миллионов россиян – это страна-убийца, мы четко в этом уверены, мы не поменяем свое мнение. Обратной дороги нет, россияне прошли точку невозврата. Сегодня каждый россиянин, который не останавливает эту войну и уничтожение Украины и мирных людей, является соучастниками, преступниками. Эти люди являются убийцами детей, убийцами мирных граждан, убийцами стариков. И мы этого никогда не простим.