В Магасе брат убил свою сестру – 33-летняя Лиза Евлоева (до замужества – Могушкова) скончалась от трех проникающих ножевых ранений в области грудной клетки.
С повинной в отделение полиции явился 37-летний Магомедбашир Могушков. По его словам, кровью сестры он смыл позор с семьи. Как сообщают "Кавказ.Реалии", сознавшегося арестовали на три месяца.
О каком "позоре семьи" идет речь?
В ночь на 7 февраля полицейские ворвались в квартиру в многоэтажном доме в Назрани: они хотели задержать Ису Альтемирова, который находился в федеральном розыске.
Альтемирова подозревали в шантаже и вымогательстве. По версии следствия, Иса Альтемиров вместе со своим старшим братом Хасаном сколотил банду; ее участники соблазняли местных замужних женщин, снимали их на видео, а потом шантажировали – требовали деньги за то, чтобы ролик не попал в Сеть.
В момент, когда полицейские ворвались в квартиру, Иса Альтемиров выпрыгнул из окна. "В результате от полученных телесных повреждений мужчина скончался при доставлении в реанимационное отделение Ингушской республиканской клинической больницы", – сообщили в пресс-службе МВД Ингушетии.
При этом полицейские вели оперативную съемку в квартире. Помимо подозреваемого Альтемирова, там находился разыскиваемый за кражу местный житель, а также две девушки. Одной из них была Лиза Евлоева-Могушкова. Она попала на кадры силовиков – ее попросили назвать имя и фамилию.
На следующий день видео попало в ингушские мессенджеры и соцсети. Кто именно публиковал ролик, неизвестно, но, как пишет "Комсомольская правда", наутро ролик стал одним из самых обсуждаемых в региональных группах. Вечером того же дня брат Лизы зарезал ее.
"Убийств чести" будет больше?
Что именно мужчина счел позором для семьи, не сообщается, однако, как отмечают специалисты по "убийствам чести", поводом для такого убийства может стать любой проступок, который мужчина из семьи сочтет аморальным, в том числе и факт нахождения женщины в обществе незнакомых мужчин. "[Женщина] могла просто по улице пройти рядом с каким-то молодым человеком или молодой человек проходил мимо нее, а кто-то заподозрил что-то и наговорил ее родственникам, это может стать основанием для приговора", – говорит Юлия Антонова, соавтор доклада об "убийствах чести", опубликованного в 2018 году.
Никто из местных общественных деятелей или правозащитников не захотел комментировать ситуацию, пишет "Кавказ.Реалии". "Понимаете, мы тут живем, все друг друга знают, республика маленькая. Пусть полиция разбирается", – сказал один из активистов.
Сотрудница одного из местных женских НКО на условиях анонимности рассказала корреспонденту "Кавказ.Реалии", что из-за действий банды Альтемирова убийств по мотивам "чести" станет больше: "Есть информация, что троих женщин, которые были жертвами банды Альтемировых, убили. Конечно, родственникам легче расправиться с девушками, чем призвать к ответу сторону Альтемировых. За ними ведь баталхаджинцы. Полиция расследовать эти дела не будет".
Баталхаджинцы – религиозное братство, которое имеет репутацию сплоченной группы, готовой отстаивать свои интересы, используя при этом и действующие законы, и обычаи ингушей. Точное количество приверженцев братства неизвестно, но считается, что около пяти тысяч мужчин в республике входят в него. С братством связывали убийство начальника местного Центра "Э" Ибрагима Эльджаркиева.
Убийства по мотивам "чести" – явление для Ингушетии привычное, пишет "Кавказ.Реалии". Информацию о них предпочитают скрывать. Исследовательница по Кавказу Саида Сиражудинова приводила практику по приговорам: местному жителю, убившему сестру, Сунженский райсуд дал семь лет. Дядю, который расправился с племянницей, осудили на год. Отца, задушившего дочь, – на восемь лет.