В Казахстане не утихают скандалы после парламентских выборов, которые состоялись в минувшие выходные. На них не только партия власти "Аманат" получила более половины голосов, но и 23 из 29 мест одномандатников тоже достались членам этой партии. Проигравшие кандидаты еще в выходные записывали видео и говорили о масштабных вбросах голосов за провластных кандидатов. Сейчас они обвиняют власти в масштабных фальсификациях и собираются подавать в суд: они требуют признать недействительными результаты голосования на участках, где зафиксировали вбросы.
Один из таких вбросов был зафиксирован на избирательном участке в Аксае в Западно-Казахстанской области. Автор видео – доверенное лицо проигравшего кандидата в депутаты парламента Алпамыса Камалова. По его словам, члены избиркома пытались с ним торговаться, обещая приписать его кандидату около тысячи голосов в итоговом протоколе, если он удалит видео.
Число голосов, поданных за кандидатов-одномандатников от партии власти в итоговых протоколах действительно исчислялось сотнями тысяч – при том, что первые протоколы на избирательных участках показывали обратную картину. Проигравшие кандидаты отмечают, что на участке в Павлодаре кандидату от партии власти, вероятно, приписали сотни лишних голосов, а в Шымкенте члены избирательной комиссии после голосования просто забрали бюллетени с собой. В Караганде, в свою очередь, наблюдатели зафиксировали подделку подписей избирателей.
Глава фонда "Еркіндік қанаты", который следит за выборами в Казахстане, Елена Швецова в разговоре с Настоящим Временем поддержала идею проигравших кандидатов подать иски в суд. "Бороться как-то с этой системой точно нужно. То, что сейчас происходит на избирательных участках в ряде городов, – это просто беспрецедентные случаи. Каждый раз мы видим большое количество нарушений", – подчеркнула она.
– Судя по многочисленным фото и видео складывается впечатление, что эти выборы по количеству нарушений превзошли предыдущие. Так ли это на самом деле?
– Действительно, на нынешних выборах было очень много нарушений. Но я бы не сказала, что эти выборы чем-то сильно отличаются от предыдущих. Просто на этих выборах очень много самовыдвиженцев-одномандатников. О нарушениях говорят не только независимые наблюдатели, но также доверенные лица и сами кандидаты.
– Удивляет то, что члены территориальных комиссий в Казахстане ведут себя даже где-то по-хамски. Скажите, их как-то инструктируют подобным образом, есть ли у вас такая информация?
– Если честно, мне тоже хотелось бы знать эту информацию: как и почему члены избирательных комиссий так себя ведут, почему они намеренно удлиняют процесс просчета, почему они вовремя не выдают документы, необходимые протоколы с печатью и подписью.
Несмотря на то, что Центральная избирательная комиссия каждые выборы отчитывается о том, что она проводит обучение для ТИКов, УИКов, тем не менее во время избирательного процесса в день голосования мы видим большое количество нарушений. В том числе тех, что члены избирательных комиссий либо не знают закон о выборах (а это конституционный закон, подчеркну), либо, возможно специально, целенаправленно игнорируют некоторые статьи закона.
– Самовыдвиженцы собираются подавать в суд: есть ли у них шансы победить и рассчитывать на то, что результаты выборов будут пересмотрены?
– В любом случае подавать необходимо, потому что бороться как-то с этой системой точно нужно. То, что сейчас происходит на избирательных участках в ряде городов, – это просто беспрецедентные случаи. Каждый раз мы видим большое количество нарушений.
Помимо того, что приходят люди голосовать не всегда по месту прописки, не всегда все так, как должно быть, как прописано в законе. Подавать в суды нужно, нужно это опротестовывать.
Другой вопрос – в том, насколько наша судебная система сегодня готова честно и прозрачно рассматривать каждое отдельное дело. В нашем случае, когда мы подавали до этих выборов, были другие правила процесса. Нам постоянно отказывали, возвращали [дело] – нет состава нарушения и т.д.
– Если эти иски будут носить массовый характер, прежде всего со стороны самовыдвиженцев, власти будут обращать на них внимание?
– Я очень надеюсь, что да. Нам сегодня в Казахстане необходимы не просто активные кандидаты и доверенные лица, которые готовы менять эту систему, но также и хорошие юристы, и адвокаты, которые будут помогать непосредственно кандидатам. Потому что после выборов очень много обращений, очень много кандидатов пишут, спрашивают, что можно, как это делать, через что нужно подавать, какие жалобы подавать.
Это все необходимо делать: то есть и жалобы подавать и в прокуратуру, и в ЦИК, и в суды обязательно. Пока общество не начнет само делать какие-то шаги, группа наблюдателей не может это сделать полномасштабно, на всю страну.
– В этом году для независимых наблюдателей власти Казахстана создали еще больше ограничений для работы на выборах. Скажите, насколько сложно было следить за голосованием, с чем сталкивались ваши наблюдатели?
– Во-первых, это аккредитация. В этом году все получили аккредитацию, кто просил. Во-вторых, передвижения по избирательным участкам: наблюдателям не дают ходить по избирательному участку, они должны сидеть на определенном месте. Ну и, конечно, подсчет голосов. В некоторых городах на некоторых избирательных участках настолько затягивают процесс! В 2-3 часа еще не начинался подсчет, хотя в законе сказано, что в 20:00 закрываются участки и должны начаться подсчеты голосов.