Александр Лукашенко называет своих оппонентов черносотенцами и поручает МВД не допускать "беспорядков" в Минске. Координационный совет оппозиции принимает резолюцию, призывает к переговорам и повторяет свое требование – новые выборы по международным стандартам. Забастовки продолжаются, а жители городов выходят на площади – протестующих меньше, но акции не отменяются.
О том, что происходит в кабинетах администрации Лукашенко, на улицах Минска и в мире – и как это повлияет на дальнейшую судьбу Беларуси, в эфире Настоящего Времени рассуждал политолог Дмитрий Болкунец.
— Сегодняшний день был интересен. Протесты из-за дождя, я посмотрел, немного стихли. Александр Лукашенко почувствовал чуть-чуть, мне кажется, устойчивость и снова начал проявлять элементы жесткости, угрожая снова наказать всех, кто не согласен с его политикой. То, о чем я говорил до выборов: если Лукашенко сохранит власть, то он на всю катушку закрутит репрессивный аппарат. Он сейчас, видимо, рассчитывает, что протесты пойдут на спад и он после этого разберется с каждым, кто вышел на улицы, кто вышел на забастовки, кто подписывался против него. Этих людей ждут аресты, ждут увольнения с предприятий, ждут лишения бизнеса, закрытие на какую-то деятельность в Беларуси. Это совершенно очевидно. Лукашенко – человек чрезвычайно жестокий, он будет делать все возможное, чтобы наказать всех, кто против него выступил.
— А идут ли [протесты] на спад?
— Лукашенко уверен, что протесты пойдут на спад, он на это рассчитывает. Сейчас каким-то образом вбрасывают истории, что "смотрите, какой Координационный совет оппозиции – там же все люди русофобски настроены, там же разрыв отношений с Россией" и т.д. Власти сейчас на это делают ставки, пытаются внести какой-то раскол.
Второй элемент сегодняшнего дня – это начало действия Координационного совета. Все-таки у меня двоякое ощущение от этого совета. Я не понимаю, каким образом он формировался и кто его формировал. Хорошо, что он появился. Такой совет – некая площадка для дискуссий. Но пока я, честно говоря, не вижу некоего выхода из этого политического тупика, который случился внутри белорусского конфликта.
Третье, что я сегодня заметил, – это, конечно, позиция Евросоюза. Она направлена на то, чтобы попытаться дать оценку текущей ситуации в Беларуси. И их решение по поддержке гражданского общества в Беларуси – это тоже, мне кажется, весомо для гражданского общества в Беларуси. И такая нейтральная позиция Российской Федерации, что Россия не вмешивается в эти выборы.
Мне кажется, что выход из этой ситуации по-прежнему есть – это отставка Александра Лукашенко. Он сегодня назначил главу правительства, и это правительство сейчас, видимо, утвердит белорусский парламент. Выход из ситуации, который решит все эти проблемы на текущий момент, – это отставка Лукашенко, передача полномочий правительству и проведение новых выборов в соответствии с Конституцией. Это остановит протесты, это будет попытка урегулировать процесс мирным путем.
— Пойдет ли на это Лукашенко?
— Сложный вопрос. Для него сейчас это вопрос безопасности. В любом случае он рано или поздно покинет свой пост. Чем дольше он пребывает у власти, тем больше [страдает] экономика страны. За десять дней Беларусь потеряла полмиллиарда долларов – понесла убытки. Это как раз, по данным его помощника по экономике. Мне кажется, сейчас важно ему набраться смелости и уйти красиво. Пока еще можно красиво уйти.