Ссылки

Новость часа

Что будет означать для отношений России и США победа Байдена. Или победа Трампа


До сих пор идет подсчет голосов избирателей на президентских выборах в США. Джо Байден лишь незначительно опережает Дональда Трампа.

Есть ли основания для пересчета голосов, как этот пересчет может происходить и что означает для России и отношений двух стран победа каждого из кандидатов, в эфире Настоящего Времени рассказала Александра Филиппенко, научный сотрудник Института США и Канады Российской академии наук.

Что означает для России и отношений двух стран победа каждого из кандидатов в президенты США
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:08:00 0:00

Будет ли пересчет голосов и суды

— Есть ли основания для пересчета голосов? Если да, то как будет проходить этот процесс?

— В Висконсине по закону если меньше 1%, то происходит пересчет голосов. Сейчас как раз разрыв составляет где-то 0,8%. Поэтому в любом случае фактически почти автоматически должен быть запущен процесс пересчета голосов. В этом нет ничего страшного, это происходило в Висконсине неоднократно. Они выбирают отдельное графство и не пересчитывают целый штат, а считают по частям.

То, что касается других штатов – Мичигана, Пенсильвании, Аризоны, – это может произойти по решению Верховного суда штата, как это произошло в 2000 году. Тогда пытались сделать ручной пересчет голосов во Флориде, но Верховный суд США в свою очередь запретил этот пересчет и присудил тогда победу Джорджу Бушу-младшему.

— А если проходит пересчет, то как?

— Если пересчет голосов [происходит] по решению Верховного суда штата – это может произойти по заявлению администрации Дональда Трампа, – то, к сожалению, он может проходить очень долго. Это ручной пересчет – не машина для голосования, а ручной пересчет наблюдателями, и это очень долгая история. Она может затянуться на недели, даже на месяцы. Тогда в игру может вступить Верховный суд США, потому что Верховный суд штата может решить, что необходимо произвести ручной пересчет, а Верховный суд США может этот ручной пересчет прекратить.

— Будут ли юристы Трампа судиться за победу в ключевых штатах?

— Да, безусловно. Рудольф Джулиани уже этим занимается, уже команда Трампа находится в ключевых штатах – в Мичигане, в Висконсине, где уже присуждена победа Джо Байдену. Так же и в колеблющихся штатах сейчас: и в Пенсильвании, в Северной Каролине, в Джорджии. Безусловно, юристы сейчас сыграют самую главную роль. Если будут какие-то судебные иски, то будут искать возможности для того, чтобы остановить подсчет на отдельных избирательных участках или вообще во всем штате.

— Если с президентством пока ничего непонятно, то Сенат, похоже, останется республиканским, а Палата представителей – за демократами. Как это повлияет на принятие решений в случае победы каждого из кандидатов?

— Так называемое разделенное правительство США – это неудивительно, это, скорее, норма, когда президент – одной партии, а Конгресс или одна палата Конгресса – другой. В этом нет ничего страшного. Единственное, что нужно отметить, что, наверное, для Джо Байдена это было бы менее проблематично, поскольку если он станет президентом, то самым возрастным президентом США. В свое время он был самым молодым сенатором.

Джо Байден действительно очень хорошо знает, как работать с республиканцами. В Аризоне, в таком традиционно республиканском штате, он сейчас претендует на победу во многом потому, что был близким другом Джона Маккейна – республиканского сенатора, которого очень любят в Аризоне. Джо Байден с Джоном Маккейном провели огромное количество межпартийных законопроектов демократическо-республиканских. Поэтому Байден прекрасно знает, как нужно [осуществлять навигацию] по этому сложному политическому полю.

То, что касается Дональда Трампа, мы знаем, что он человек довольно импульсивный, и мы знаем, что ему не удалось провести огромное количество законов, которые он обещал: и касательно строительства стены, и медицинского страхования. Очень многие обещания ему не удалось провести именно потому, что ему не удавалось договориться с Конгрессом. А для Джо Байдена это не будет такой большой проблемой в связи с тем, что он просто очень хорошо знает, как это делать.

"Демократы всегда были гораздо более договороспособны"

— Александра, а что для России означает отношения России и США, если останется Трамп и если будет Байден?

— Удивительно, но несмотря на то, что в 2016 году очень многие непрофессиональные американисты очень радовались победе Дональда Трампа, при этом отношения [стран] ухудшились. А демократы всегда были гораздо более договороспособны, даже в отношении разоружения, в отношении договоров, которые необходимо сейчас продлевать. Стоит вспомнить, что СНВ-3 был подписан во время президентства Барака Обамы, как раз когда Джо Байден был вице-президентом. Все ключевые договоры по разоружению, которые необходимо будет сейчас возобновлять, все это было заключено в период демократического президентства. На протяжении истории и в период советско-американских отношений также демократическая администрация всегда была более расположена к переговорам, как это ни удивительно. Хотя у нас всегда традиционно больше любят республиканцев.

Для России победа Джо Байдена, несмотря на то, что он очень критикует российскую администрацию, против "Северного потока", который сейчас обсуждается и могут быть введены санкции, может сыграть на руку. Мы просто понимаем, чего ожидать от демократической администрации.

Те люди, которые придут в Белый дом, которые сейчас находятся далеко от Вашингтона, в основном они все – профессора где-нибудь в Гарварде или в каких-то университетах, – они все вернутся в Вашингтон. Это все – профессиональные политики, которые работали в Госдепартаменте долгие годы и в администрации Клинтона, и Обамы. И это действительно пойдет на пользу российско-американским отношениям.

— А если останется Трамп?

— Если останется Трамп, то тут уже очень важно, кто будет в Госдепартаменте – останется ли Помпео. И здесь уже сложнее предсказывать, как будут проходить переговоры, поскольку мы знаем, что Дональд Трамп, несмотря на то, что у него очень хорошие отношения сложились с российским президентом, не идет на компромиссы. Он достаточно жесткий в переговорах. Поэтому тут можно ожидать каких-то сложностей.

Ротация кадров, к сожалению, в Белом доме и в Госдепартаменте достаточно большая в связи с тем, что команда Дональда Трампа, несмотря на то, что он уже практически четыре года в Белом доме, все-таки не такая устоявшаяся, не такая железобетонная, как у того же Джо Байдена. Поэтому здесь это может некоторым образом затормозить переговоры. Но сложно сейчас предсказывать. Все равно хочется надеяться на лучшее в любом случае.

XS
SM
MD
LG