Автор телеграм-канала "Беларусь головного мозга" Игорь Лосик объявил сухую голодовку и попытался порезать руки на глазах у следователя после того, как ему предъявили новое обвинение. Об этом сообщает белорусская служба Радио Свобода, с которой сотрудничал Лосик. По какой статье предъявлено обвинение, не уточняется.
Лосика задержали 25 июня, этому предшествовал обыск в его квартире с участием девяти человек и двух понятых. При обыске сотрудники правоохранительных органов предъявили ордер за подписью прокурора. У блогера конфисковали ноутбук, компьютер и, возможно, телефон.
Против него завели уголовное дело по статье 342 УК РБ ("Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них"). Блогеру по этой статье грозит до трех лет лишения свободы. Пятнадцатого декабря стало известно, что ему предъявили новое обвинение по статьям 13 УК ("Приготовление к преступлению") и части 2 статьи 293 ("Массовые беспорядки"). Санкция по этой статье – лишение свободы от трех до восьми лет. В связи с новым обвинением Лосик объявил голодовку, в знак солидарности к его голодовке присоединилась его супруга.
В настоящее время Игорь Лосик находится в СИЗО в Жодино.
Вчера в социальных сетях было опубликовано письмо Игоря Лосика, свидетельствующее о его тяжелом психологическом состоянии.
"У меня нет иллюзий, я думаю, что пройдет пять лет, и там я умру. Нет желания что-либо делать, столько сделано – и все напрасно, никого ничего не трогает. Если честно, вряд ли что-то изменится. Все сядут, остальные уйдут или успокоятся, Россия поможет деньгами – и так несколько лет. Я устал ждать и надеяться на хорошее, а в ответ каждую неделю в течение восьми месяцев становится только хуже и хуже", – написал Лосик.
Президент Радио Свободная Европа/Радио Свобода Джейми Флай призвал Александра Лукашенко немедленно освободить Игоря Лосика.
Советник Светланы Тихановской, Франак Вячорка рассказал Настоящему Времени, что сейчас известно о блогере:
— Мы увидели достаточно пессимистическое письмо от Игоря Лосика, который считает, что лучше бы его расстреляли, чем на все это смотреть. Вы понимаете, что происходит с Игорем за решеткой? Что это все значит?
— Игоря девять месяцев держат ни за что, как говорила жена. Обвинения надуманы, ему постоянно меняют формулировки. Понятно, что ему мстят за то, что он был популярным блогером и журналистом. Белорусское заключение – это наказательное заключение: ты изолирован, у тебя нет прогулок, нет контактов с внешним миром, все сделано для того, чтобы тебя полностью разбить физически и морально, чтобы подавить твое сознание, твою волю к сопротивлению. Это тюрьмы сталинского типа, и это депрессивное письмо, которое вы видели на экране, это именно результат этого давления на протяжении почти девяти месяцев.
— Восемь-десять дней сухой голодовки – это критические дни, когда можно и умереть. У вас есть какая-то связь, возможно, через адвоката, чтобы отговорить Игоря Лосика от таких крайних мер?
— Единственная связь с Игорем – это через адвоката, как и со всеми другими политзаключенными. Никаких посещений нет, даже жена не видела Игоря Лосика. Я понимаю, что Дарья будет добиваться этой встречи, в том числе чтобы с ним поговорить о голодовке. Для Игоря это уже вторая голодовка, первая была почти 40 дней, и она была с приемом воды. Сейчас будет сухая. Человек при сухой голодовке, конечно, долго продержаться не может, необратимые процессы наступают намного быстрее. Я понимаю, что то, что Игорь сделал в СИЗО, – порезал вены на глазах – это было очень ужасающе, это было очень сильно. Конечно, он не разрезал именно вену, поэтому ему перемотали руку и он вернулся в камеру. Но сейчас, я думаю, он будет под пристальным наблюдением, и они будут делать все возможное, чтобы он этого не повторил. Для политзаключенного резание вен и голодовка – это единственные формы протеста.
— Игорю Лосику выдвигают все новые и новые обвинения, но при этом не судят. Почему так происходит?
— Не судят Игоря, не судят сотни других политзаключенных, потому что система все еще занята разгоном акций, определением новых врагов народа. Протесты же не останавливаются – продолжаются каждый день, аресты продолжаются каждый день. Поэтому у них просто не хватает ни времени, ни рук, они каждые три месяца меняют эти обвинения, чтобы удерживать его под стражей. Понятно, что они рассчитывают, что им удастся подавить протесты, и тогда они уже смогут на полную заняться этой расправой, которую мы видим в белорусских судах.
— Что бы вы сейчас сказали Игорю Лосику, если бы увидели его?
— Я бы сказал: "Игорь держись, потому что весь мир с тобой, за тебя, за твои идеи. Все знают, что ты не виноват, все знают, что ты очень скоро выйдешь на свободу. Нам нужно держаться вместе. И, самое главное, ты должен держаться морально и физически, потому что ты нужен новой Беларуси".
***
Как минимум четыре белорусских заключенных на данный момент держат голодовку, напоминает правозащитный центр "Весна". Гражданка Швейцарии, политическая заключенная Наталья Херше голодает с 22 февраля. Игорь Банцер на сухой голодовке с 3 марта. Политзаключенный Дмитрий Фурманов начал голодовку 11 марта, позже о начале сухой голодовки объявил Игорь Лосик.