Ссылки

Новость часа

"Власть делает с журналистами все что хочет". За что уничтожают TUT.BY – крупнейшее медиа Беларуси


В главном офисе крупнейшего медиа Беларуси – портала TUT.BY, а также в его региональных отделениях по всей стране 18 мая прошли обыски. Известно как минимум о 14 задержанных сотрудниках, среди которых генеральный директор Людмила Чекина, главный редактор Марина Золотова, главный бухгалтер, начальник отдела маркетинга, начальник отдела продаж, бизнес-аналитик, журналисты, редакторы. Причина, озвученная Комитетом госконтроля, – уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

Домен TUT.BY заблокирован. Мининформ сообщил, что причина – в "размещении запрещенной информации", в частности информации "от имени незарегистрированного фонда BYSOL". Заблокированы также зеркало портала, почта mail.tut.by и проект по сбору средств на лечение help.blog.tut.by.

TUT.BY продолжает работать лишь в соцсетях.

Весь день до поздней ночи в офисе издания проходил обыск, при этом около 20 сотрудников находятся в помещении. У тех, кого отпускали поздно вечером, брали расписку о неразглашении.

Кирилл Волошин, соучредитель портала TUT.BY, Егор Мартинович, главный редактор издания "Наша нива", и Алексей Диковицкий, заместитель директора телеканала "Белсат", в эфире Настоящего Времени рассказали, что известно на вечер вторника об обысках и задержаниях и почему это случилось с самым популярным белорусским медиа именно сейчас.

Журналисты – о преследовании TUT.BY и ситуации в стране
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:12:12 0:00

Егор, преследование TUT.BY выглядит вполне логичным, если смотреть на поведение властей, вам как кажется?

Егор Мартинович: TUT.BY был слишком большим, слишком влиятельным сайтом, чтобы аппарат Лукашенко терпел его существование так долго. Я думаю, что блокировка могла произойти в любой момент за предыдущий год, могла бы произойти не сейчас, а позже, но в любом случае за TUT.BY бы пришли просто как за самым большим, самым влиятельным, самым отличительным на нашем рынке. После разгрома или, пока что скажем так, попытки разгрома TUT.BY, возможно, дойдет очередь до СМИ второго и следующих эшелонов.

– То есть вы думаете, что "Нашу ниву" заблокируют?

Мартинович: Я готов к этому в любой момент – к тому, что утром, днем или вечером ко мне или к моим коллегам придут по абсолютно такому же или другому надуманному обвинению, как к коллегам из TUT.BY.

– Алексей, как вы считаете, почему решение о блокировке власти приняли сейчас?

Алексей Диковицкий: Мы имеем дело не с чем иным, как просто с тотальным террором в Беларуси. Нужно понимать, что наших сотрудниц Катерину Андрееву и Дарью Чульцову посадили без любых вообще доказательств вины. Как было озвучено в материале, эти доказательства были совершенно абсурдными, но тем не менее их посадили. Катерина Борисевич должна выйти на днях [19 мая], я надеюсь, она выйдет. К этому как бы все шло.

Тут мне еще кажется, что мы, "Белсат", уже привыкли к такому отношению к нам: наших людей все 13 лет, сколько мы работаем, сажают, задерживают и конфисковывают аппаратуру, но к нам всегда можно было прицепиться, потому что у нас нет аккредитации. Это был самый первый аргумент: у нас нет аккредитации, "вы работаете без аккредитации, поэтому мы вас накажем". И мы были в совершенно другой ситуации, чем, например, TUT.BY или "Наша нива".

С некоторого времени, то есть с прошлого года, стало все равно: есть аккредитация, нет аккредитации, белорусское это средство массовой информации или зарегистрированное за границей – власть просто делает с журналистами все что хочет.

Мне кажется, есть такой фрагмент, о котором мало говорится: возможно, это было сделано тоже в качестве какой-то очередной уступки Кремлю, потому что надо понимать, что люди, которые заходили на TUT.BY, – это часто люди, которые читали обыкновенные житейские новости по-русски, а не только политику. И это называется "отдать поле" российским средствам массовой информации.

– Интересная мысль. Кирилл, хочу вас спросить про реакцию. Все-таки TUT.BY читали, поправьте меня, если я ошибаюсь, более трех миллионов?

Кирилл Волошин: Да, все верно.

– Это очень большая цифра. Как вам кажется, ситуация с TUT.BY подтолкнет к каким-то дальнейшим действиям как самих читателей – на протест или не на протест? Но тем не менее какая-то реакция общества – вы на нее надеетесь?

Кирилл Волошин: Мы уже видим реакцию общества в виде поддержки, в виде солидарности, в виде заявлений политиков, в виде, например, американского посольства, литовского и так далее. Но, к сожалению, давайте признаем, что уровень насилия и правового дефолта в стране такой, что даже закрытие TUT.BY не станет чем-то, что сподвигнет людей защищать этот любимый ресурс или возмущаться больше, чем в соцсетях, или поддерживать больше, чем фотографией с логотипом. Поэтому, к сожалению... Извините, плохо подбираются слова.

– Я понимаю ваше состояние сейчас.

Кирилл Волошин: К сожалению, к сожалению. Слава богу, солидарность, и здесь, наверное, много раз уже обсуждали, солидарность и гражданское общество появились в Беларуси еще в прошлом году вместе с ковидом, потом окрепли после августовских событий. Я надеюсь, что хотя бы укреплению этого гражданского общества – пусть без явных проявлений, выходов, заканчивающихся обычно для людей плохо и всего прочего, – травма, нанесенная TUT.BY (не будем называть это гибелью пока), послужит хотя бы этому.

– Алексей, вам как кажется, в связи с блокировкой сайта TUT.BY реакция Запада будет? Она уже есть частично, но тем не менее какая-то глобальная, говоря уже о каких-то санкциях, потому что Игорь Ильяш недавно говорил, сегодня я слышал его комментарий, что в какой-то момент оказалось, что Запад никакие санкции не вводит, а вот ситуация с TUT.BY может, наоборот, Запад подтолкнуть. Как журналист, как медиаменеджер, вы как-то можете прокомментировать это?

Алексей Диковицкий: Не хотелось бы, чтобы ценой какой-то более активной позиции Запада был удар по TUT.BY. Санкции со стороны Европейского союза, мне, извините за выражение, кажутся смешными, потому что нужно помнить, что у нас более 30 тысяч, уже, наверное, ближе к 40 тысячам человек прошли через всяческие преследования в связи с участием в акциях протеста. У нас 419, по-моему, политзаключенных – и это только официально. У нас душат, сажают за что угодно – за розовую полосу на домашних тапочках и так далее. А в это время у нас сколько человек в санкционных списках Европейского союза? Я давно не проверял, но, наверное, если человек сто, то это, наверное, уже много. А политзаключенных в четыре раза больше.

Я не знаю, что должно еще случиться в европейской стране Беларуси для того, чтобы в конце концов демократический мир заинтересовался ситуацией в нашей стране. Я понимаю, что ковид, я понимаю, что беженцы и так далее – есть свои проблемы. Но тем не менее что вообще должно случиться в этой стране для того, чтобы Европейский союз заинтересовался тем, что здесь происходит, и занял какую-то более резкую позицию? Мне очень жаль, я сожалею по этому поводу, что нужны такие жертвы, чтобы кто-то заинтересовался ситуацией в Беларуси.

– Егор, а вам как кажется, что дальше: как работать независимым журналистам в Беларуси сейчас?

Егор Мартинович: Мы продолжаем работать. Для нас, для издания "Наша нива", принципиально продолжать работать в Беларуси. Конечно, мы понимаем, что любой выход на работу, любое интервью может привести к еще одному уголовному делу, еще одним суткам, каким-то наездам со стороны силовиков по экономическим вопросам, но это миссия, которую мы выбрали, придя в независимую журналистику. И мы этот выбор собираемся отстаивать и дальше. Это сложно, это опасно, но когда беда у тебя дома, другого выбора, наверное, у тебя нет.

– Кирилл, а для вас какой выход самый оптимальный, чтобы продолжить работу в нынешних условиях?

Кирилл Волошин: Что такое оптимальный, давайте определим.

– Как, например, "Белсат" – штаб-квартира в Польше, но журналисты продолжают работать, тем самым уже ничто не может им помешать, власти не могут заблокировать их, забрав серверы, как у вас было сейчас.

Кирилл Волошин: Как минимум есть два нюанса. У нас редакция, я думаю, больше, чем у коллег, и перевезти, во-первых, всех невозможно. Во-вторых, не все хотят. И другой нюанс – это то, что мы, как и "Наша нива" ставит вопрос, мы – белорусское издание. Мы пишем про Беларусь, для белорусов, о белорусах, и дистанционная работа из другой страны ставит под вопрос, может быть, не доверие, но как минимум популярность, качество материалов, их количество. Да, можно так работать, но я боюсь, что это будет уже другой TUT.BY, поэтому оптимальный вариант – продолжать работать в Беларуси под другим доменом, если это получится.

– Алексей, а такой вариант рабочий в вашем случае? Ваш опыт?

Алексей Диковицкий: Как показывает наша история, 14-й год мы работаем, он возможен, конечно. В определенном смысле это безопаснее, в смысле техническом. Не скрою, я как раз хотел сегодня или завтра утром писать Кириллу по этому поводу. Если действительно ситуация будет такая у TUT.BY, что никак не будет возможности восстановить портал, чтобы он работал, мы на "Белсате" готовы предоставить какую-то часть нашего портала, который белорусские власти никак не могут уничтожить, потому что мы в другом месте находимся.

Мы готовы предоставить TUT.BY и другим белорусским средствам массовой информации место на нашем портале. Пожалуйста, коллеги, может быть, это поможет. Так что это тоже вариант, конечно.

Волошин: Спасибо большое. Но, к сожалению, вы же на VPN тоже, правильно я понимаю? В общем, нет большой проблемы поднять другой домен и его раскручивать, но, к сожалению, это будет, повторюсь, и другой TUT.BY, и другая посещаемость.

Диковицкий: Ну да, конечно. Тем не менее я думаю, что рано или поздно нам всем придется задуматься о каком-то более серьезном сотрудничестве между теми белорусскими независимыми средствами массовой информации, которые остаются пока.

Независимый портал TUT.BY основан 5 октября 2000 года, один из самых популярных интернет-ресурсов в Беларуси. По данным "Яндекс.Метрики", его месячная посещаемость в последнее время составляет около 20 млн уникальных посетителей, из которых 70% – пользователи из Беларуси, в основном жители городов в возрасте от 25 до 44 лет. Портал давно вызывает недовольство властей, которые не оставляют попыток закрыть ресурс или сделать его более пролукашенковским. В декабре прошлого года TUT.BY был лишен статуса СМИ, а его журналистка Екатерина Борисевич в марте получила полгода колонии за то, что рассказала об отсутствии алкоголя в крови погибшего минчанина Романа Бондаренко: ее статья противоречила официальным утверждениям властей, что Роман был пьян.

Как преследуют журналистов в Беларуси
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:11 0:00

XS
SM
MD
LG