В Минске пенсионерок судили за то, что они читали книги белорусских классиков в электричке. Их обвинили в участии в несанкционированной акции и оштрафовали, известно, что одну женщину осудили на "сутки".
Инцидент произошел еще в пятницу, 26 февраля. Тогда 15 женщин задержали и отвезли в ИВС на Окрестина. Кого-то в субботу, кого-то и в понедельник отпустили до суда, заседания по этому делу проходили и 2 марта. Тогда же стало известно, что 66-летнюю Галину Гуленкову арестовали на 20 суток, сейчас она в изоляторе на Окрестина.
"Мирные пенсионеры ехали с книжками"
Одна из задержанных Елена Застенчик получила штраф 1740 рублей ($669 в эквиваленте). Ее и еще несколько женщин задержали на станции "Минск-Северный" несколько человек в штатском.
"Мы ехали в электричке и читали книги. У меня был хороший исторический роман Короткевича "Колосья под серпом твоим". Мы сидели, никто не ходил. Какая-то женщина хотела сфотографировать пенсионеров, которые читают, – рассказала Елена Застенчик белорусской службе Радио Свобода. – Когда милиционеры спросили, какая была цель, я сказала, что хорошая цель, потому что мирные пенсионеры ехали с книжками".
С вечера пятницы до утра понедельника пенсионерка провела в изоляторе на Окрестина, в камере на 4 человека находилось шестеро. Матрасы им не выдали. "Я понимаю, что охрана не может их выдать, потому что им это не разрешено. Но те, кто пишет "запрещено", – просто звери. Это пытки, а не условия. В первую ночь я лежала на лавке, а у меня больные ноги. Одну женщину отвезли на "скорой" в больницу”, – рассказала Алена Застенчик.
"Я стою перед вами в салатовом пальто, в розовой шапочке"
75-летнюю Наталью Иванисову задержали на станции "Ждановичи", в тот же день судили и оштрафовали на 25 базовых величин (725 рублей, или около $279). Она говорит, что посмеялась над тем, что было написано в протоколе.
"Я говорю в суде, я стою перед вами, в салатовом пальто, в розовой шапочке. А у вас написано, что я была в бело-красно-белой одежде. Где эта одежда? Лозунгов я не выкрикивала и приехала в Ждановичи с другой стороны, из деревни Светлый Путь, где я живу. Я поехала в Ждановичи купить пирожков, а потом собиралась ехать в библиотеку в Минске", – рассказала она Свободе.
У Натальи Иванисовой было четыре белорусские книги: "Вышел зайчик погулять" Артура Вольского, которую она взяла для внука, а также книги Нила Гилевича, Геннадия Буравкина и Василя Витки.
"Я записалась в библиотеку и решила осваивать белорусский язык. Милиционер на допросе спросил: "А почему вы читаете эти книги, это оппозиционная литература". Я обалдела. Мы уже в библиотеке не можем взять наших любимых авторов, наши дети изучают их в школе!"
По словам Натальи Иванисовой, в протоколе было много неточностей. "Меня спросили, чем вы недовольны, недовольны своей пенсией? Я говорю: почти три недели до пенсии, а у меня осталось 30 рублей. Я очень недовольна тем, что нашим детям приходится уезжать из нашей страны. Это вызывает у меня большой негатив, как это так, почему так происходит? Почему вам дома не сидится, спрашивает. А почему у меня нет права в своей стране ходить, читать книги, которые я считаю нужными?"
"Никто не предложил даже корочки хлеба"
Свою историю рассказала изданию TUT.BY Елена Лебединская. Ее задержали на станции "Масюковщина".
"В вагоне находилось около 30 пожилых людей. С собой у нас были книги белорусских писателей. Я взяла стихи Янки Купалы. Через четыре минуты на остановке "Минск-Северный" несколько пассажиров вышли. В окно я увидела, что этих людей задерживают. Остальные поехали дальше", – рассказала пенсионерка.
На следующей остановке Елена вышла. В переходе к ней и еще одной женщине подошли мужчины "в гражданке" и попросили пройти для установления личности, но паспорт и пенсионное удостоверение их не устроило.
"Мне ответили: "Вдруг они не соответствуют действительности" – и попросили проехать буквально на полчаса. Я стала объяснять, что у меня дома 90-летняя мама. На это мне пообещали, что потом меня отвезут куда нужно", – рассказывает женщина. Их отвезли в РУВД. В машине оказалось семеро таких же задержанных, этих женщин Елена не знала. Самой старшей было 75 лет.
В РУВД у Елены Лебединской изъяли деньги, сережки, часы. "Больше всего вопросов вызвали книги, которые мы читали. Нам сообщили, что это чуть ли не оппозиционная литература. Но у меня с собой был сборник стихов Янки Купалы. У других пассажиров я тоже видела только классику: у кого-то Гилевича, у кого-то Коласа, у кого-то Короткевича [классика белорусской литературы]. Милиционеры сказали, что делать нам нечего, кто-то на нас зарабатывает деньги. А мы лучше бы носки вязали. Но ведь мы не стояли где-то с плакатами. Мы читали в электричке".
Елену обвинили в том, что она якобы выкрикивала "Жыве Беларусь!" и была одета в бело-красно-белую одежду, хотя сама она это отрицает.
Ночь женщины провели в ИВС на Окрестина, в камере было очень холодно, говорит Елена. "В тот день нам никто не предложил даже корочки хлеба. Хотя у меня, например, удалена поджелудочная, и мне нужно хотя бы что-то съесть. Воду пили из-под крана. Я попросила одноразовый стаканчик. Мне отказали. Матрасов и мыла тоже не дали". На следующий день их отпустили, обязав явиться в суд.
По словам Елены, в милиции им сказали, что всего в электричке задержали 26 человек.