Ссылки

Новость часа

Без банкоматов и прогноза погоды. В Беларуси почти полностью отключен интернет, но власти отрицают, что это их рук дело


В Беларуси уже второй день с большими перебоями работает интернет. Эксперты считают, что это было сделано централизованно – для того, чтобы не дать координироваться протестующим и не позволить высказываться в соцсетях белорусам, которые недовольны объявленными властями результатами голосования. О том, что интернет могут отключить в день выборов, власти предупреждали 30 июля, заявив, что это может произойти "в случае, если они посчитают, что оттуда исходит прямая угроза безопасности страны". Но президент Беларуси Александр Лукашенко 10 августа все равно заявил, что интернет в Беларуси якобы "отключают из-за границы", и заверил, что это не инициатива властей.

"Даже из-за границы отключают интернет, чтобы вызвать недовольство у населения. Сейчас наши специалисты разбираются, откуда идет эта блокировка. Поэтому, если интернет плохо работает, это не наша инициатива, это из-за границы", – сказал Лукашенко на второй день протестов.

Проблемы с Сетью начались 9 августа, в день голосования. Эксперты сообщили, что власти республики заблокировали протоколы передачи данных, что привело к нарушению связи в белорусском сегменте интернета: проблемы возникали у всех провайдеров. Количество сетевых подключений в Беларуси в последние двое суток снизилось в 5 раз. Внешний трафик направлялся лишь через один канал с целью не допустить использования VPN. Не работали и до сих пор не работают сайты крупнейших независимых белорусских медиа: газеты "Наша Ніва" (nn.by), Mediazona (zona.media), Afn.by, www.tut.by и онлайн-платформы для наблюдения за выборами "Зубр": на них невозможно зайти без использования VPN. Был ограничен или полностью отсутствовал доступ к YouTube, Viber, Telegram, Facebook, Twitter, Instagram и "ВКонтакте". В городах не работают банкоматы, не проходит оплата банковскими картами. Люди жалуются, что не могут посмотреть в интернете даже прогноз погоды.

В 21:30 9 августа, после объявления предварительных итогов выборов, на всей территории Беларуси также зафиксировали серьезные ограничения работы сотовой связи – связь с другими странами практически отсутствовала.

Белорусский госоператор связи "Белтелеком" и Национальный центр обмена трафиком заявили, что причиной проблем со связью и интернетом якобы были DDoS-атаки на сайты государственных органов и "значительный рост трафика, поступающего с внешних IP-сетей из-за пределов Беларуси". Восстановить интернет в Беларуси "Белтелеком" обещает "до конца дня 10 августа".

Десятки правозащитных организаций в эту версию не поверили и обратились к спецдокладчикам ООН, сообщив о целенаправленном отключении интернета в Беларуси. Подписи под обращением поставили правозащитная группа "Агора", Общество защиты интернета, РосКомСвобода, Московская Хельсинкская группа, Ирландский совет по гражданским свободам, Венгерский союз гражданских свобод, Центр юридических ресурсов (Южная Африка), Хельсинкский фонд по правам человека (Польша), Article19 (UК), Общественный вердикт, Центр гражданских свобод (Украина), Центр исследования правовой политики (Казахстан), Норвежский Хельсинский комитет и другие организации, всего около 30.

Правозащитники прямо говорят о "государственном шатдауне" интернета в Беларуси и напоминают, что еще за несколько месяцев до выборов президента власти Беларуси предприняли многочисленные меры, посягающие на свободу слова. В частности, правоохранительные органы республики задержали более 50 журналистов, которые освещали митинги оппозиции, а также десятки активистов и блогеров и членов предвыборного штаба Светланы Тихановской. Из Беларуси также были высланы корреспонденты телеканала "Настоящее Время" и "Дождь".

"Мы интерпретируем ситуацию как попытку изолировать национальный сегмент интернета", – сказано в обращении правозащитников. По их мнению, власти Беларуси своими действиями нарушают не только международные нормы, но и закон республики о телекоммуникациях: согласно ему, доступ к связи и интернету может быть приостановлен или ограничен только в чрезвычайных ситуациях или при военном или чрезвычайном положениях. Ни один из трех режимов в Беларуси пока не был объявлен.

Как именно был отключен интернет в Беларуси? Настоящее Время задало этот вопрос Артему Козлюку – интернет-активисту, руководителю общественной организации "Роскомсвобода".

— В интернете всегда очень сложно найти концы, но есть вещи, которые мы видим. Во-первых, в Беларуси до сих пор есть серьезные проблемы связности Сети, связности белорусского сегмента интернета с глобальным интернетом. Для того чтобы в Беларуси получить информацию извне, приходится использовать средства обхода блокировок. Такого рода информационную блокаду можно организовать только на уровне государства, на уровне указаний со стороны госорганов.

Поскольку белорусский сегмент интернета устроен так, что каналы выхода пропуска международного трафика находятся в руках государственных провайдеров, государство полностью контролирует внешний канал связи. Вчера и сегодня страна продолжает находиться в информационной блокаде. Только те белорусы, которые умеют пользоваться средствами обхода блокировок, могли как-то выходить на связь. Но большинство соцсетей, большинство сайтов, в первую очередь зарубежных, либо не работают совсем, либо работают с перебоями.

— Это способ подавить протестные настроения? Сделать так, чтобы люди не шли на улицы? Насколько это вообще эффективный способ в XXI веке?

— Этот способ используют различные режимы. Но эффективность таких действий либо нулевая, либо эти действия приводят к жертвам. Люди не имеют полной, достаточной и правдивой информации и иногда совершают необдуманные поступки. И это все может привести к эскалации насилия.

То, что мы видели после отключеня интернета, – это отсутствие всякой координации и отсутствие диалога. Потому что очень сложно вести диалог, не имея вообще никаких средств связи. И по заявлению штаба Тихановской мы также видели, что у них тоже не было полной информации и возможности связаться с протестующими, которые остались наедине со слухами и со своим представлением о том, что вообще происходит.

— То есть люди не просто не дают людям высказаться и отстоять свое мнение, но и несут ответственность за ранения, несчастные случаи и гибель людей?

— Мы не имеем полной информации о том, что происходило на улицах Беларуси минувшей ночью. Но по той отрывочной информации, которая доходила, – да, можно сказать, что белорусские власти несут полную ответственность за то, что происходило в Минске, поскольку именно ими был навязан силовой сценарий (по всей Беларуси были задержаны более 3 тысяч человек, в больницах находятся десятки раненых – НВ).

— Откуда граждане Беларуси могут черпать информацию в условиях тотальной блокировки?

— ​На данный момент основным источником информации являются телеграм-каналы, в том числе телеграм-каналы СМИ. Телеграм в Беларуси до сих пор не заблокирован и работает, пусть и не в штатном режиме, но какая-то информация пробивается.

— Может ли Беларусь пойти по пути некоторых диктатур, где интернет ограничен и где запрещены социальные сети?

— Мы вчера просыпались в одной стране, сегодня проснулись в другой стране. Вчера я бы вам ответил: "Конечно же нет, это невозможно". Но сегодня надо оценить другие вводные и понять, что будет с Беларусью. Беларусь позиционирует себя как IT-страна, но IT-страна с выключенным интернетом существовать не может.

XS
SM
MD
LG