После президентских выборов 9 августа Беларусь охватили протесты. В отличие от акций во время прошлых избирательных кампаний, в этот раз вспыхнул не только Минск.
Несмотря на жесткие разгоны акций протеста силовиками 9-11 августа, белорусы не успокоились, а в Гродно в какой-то момент многим показалось, что протест победил. Местные власти выполнили требования протестующих: отдали под митинги центральные площади, отпустили задержанных, милиция принесла извинения. 17 августа около 15 тысяч человек вышли на акцию протеста на площади Ленина. Представители предприятий "Гродно Азот", "Химволокно" и "Гродноводоканал" выступили со сцены. Акцию показал в прямом эфире гродненский телеканал "Гродно плюс" – впервые в истории. Работники одного из крупнейших предприятий в стране "Гродно Азот" объявили о забастовке.
Но 22 августа в город приехал Александр Лукашенко. Он сменил председателя области, назначив новым главой региона Владимира Караника, ранее руководившего Министерством здравоохранения. Тогда действующий президент заявил, что видит "серьезное шевеление войск НАТО в непосредственной близости от наших границ на территории Польши и Литвы". Лукашенко поручил министру обороны "предпринять все усилия, чтобы защитить прежде всего западную жемчужину Беларуси с центром в Гродно". Ранее он рассказывал о "польских флагах" в Гродно и о том, что этот регион якобы хотят аннексировать.
Журналист Анджей Почобут в эфире Настоящего Времени рассказал, что происходит в городе сейчас.
— Ситуация в городе достаточно спокойная, хотя сегодня тоже были задержания, были и допросы. Акции протеста значительно ослабли в течение последней недели.
— Польские войска действительно стоят у границ? Что вообще в Гродно думают о сегодняшних заявлениях Лукашенко?
— Во-первых, на Гродненщине живет много поляков. Во-вторых, те, кто не поляки, часто ездят в Польшу, видят, знают Польшу, понимают Польшу. И этим они отличаются от Александра Григорьевича Лукашенко.
Лукашенко – стихийный полонофоб, то есть за все его 26 лет правления в любом политическом конфликте, в любой критической ситуации всегда была виновата Польша. И сейчас он абсолютно безосновательно обвиняет Польшу в том, что она якобы нагнетает атмосферу, обостряет обстановку. И эти обвинения, я думаю, для большинства жителей Гродно и региона понятно, что здесь не идет никакой речи о какой-то польской угрозе, – идет речь о том, чтобы отвлечь внимание от того, что Александр Лукашенко проиграл выборы и люди против него протестуют.
Александр Лукашенко предлагает такую историю, что он защищает Беларусь от интервенции. И это более привлекательная история, чем та, где проигравший правитель пытается всеми силами удержаться у власти.
— Почему протесты угасают?
— Я думаю, потому что репрессии. Волна протестов росла, пока была уверенность в том, что Лукашенко удастся сместить, что удастся его вынудить уйти в отставку. После того, как это не удалось, после того, как силовой аппарат Лукашенко сохранил ему верность, внутренняя убежденность людей в том, что удастся победить, значительно уменьшилась. И это повлияло на протест.
— А как в области восприняли назначение нового губернатора – бывшего министра здравоохранения Владимира Караника? Он себя как-то успел уже проявить?
— Он себя проявил как министр здравоохранения, он достаточно одиозен, потому что он врач, и вся эта политика в отношении коронавируса, которая, кстати, была одной из причин того, что популярность Лукашенко [так обвалилась], вот это [итог] той политики в отношении коронавируса. То есть человек, который сознательно врал, занижал данные по смертности, дезинформировал население. Поэтому назначение такого человека на Гродненскую область – это значит, что этот человек будет продолжать в таком же духе, то есть он будет выполнять приказы и не будет переживать за то, какие последствия будут у этих приказов.