После протестов в Беларуси в день выборов президента 9 августа Следственный комитет возбудил 21 уголовное дело. Дела возбуждены в 12 городах Беларуси, по ним проходят более 80 человек. Некоторые из статей предусматривают наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. В ночь на 10 августа протесты в Беларуси переросли в столкновение с милицией и ОМОНом. Силовики применяли водометы, резиновые пули и светошумовые гранаты, на одного из протестующих наехал автозак.
Работники Белорусского металлургического завода начали забастовку на фоне подведения итогов голосования на выборах президента Беларуси, где действующий президент Александр Лукашенко набрал 80% голосов.
О том, что происходит сейчас в Беларуси, мы поговорили с бывшим послом Украины в Минске Романом Безсмертным.
— Вы представляете себе, как сейчас выглядит Минск? Как вы думаете, люди, которые сейчас идут из спальных районов в центр Минска, могут добиться того, ради чего они туда идут? Того, чтобы Александр Лукашенко их услышал и пересмотрел итоги предвыборной кампании, в которой он называет себя победителем?
— Многие сомневались в том, что такие протесты будут. Я был уверен, что протесты будут. И могу сказать, что при необходимом управлении и организации протеста, совпадении некоторых позиций внутри Беларуси и вне люди могут добиться отречения Лукашенко, ухода его с политической арены.
И если удастся сделать даже то, что идет в инструкциях, если так можно назвать, в этих документах в телеграм-каналах, посмотрите даже, как управлялись нынешние акции, продвижение сначала на площадь Победителей, потом на центральную площадь Независимости, свидетельствует о том, что на сегодняшний день, учитывая завтрашний страйк общенациональный, протесты набирают обороты.
— Вы верите в забастовку?
— Я верю, потому что сегодня на некоторых предприятиях в Минске и в областных центрах Беларуси уже началась забастовка.
— Для Беларуси забастовка – это эффективный способ борьбы? Есть постиндустриальные страны, где это бесполезно, потому что рабочего класса нет в таком количестве.
— Это очень эффективный способ, потому что Беларусь сохраняет государственные предприятия, они очень влияют на экономику государства. И даже в годы затишья, когда улица молчала, предприятия выходили на страйки. И то, что об этом не знали нигде, и шли навстречу и по оплате труда, и по выходным дням, свидетельствует о том, что рабочий класс очень серьезно влияет сегодня на ситуацию. Это объединение молодежи, с ее эмоциями и темпераментом, и рабочих – они могут добиться своего результата.
— Давайте о дипломатии говорим, хочу обратиться как к дипломату, который поработал послом. Начну с Украины, с заявления Владимира Зеленского, которое он публично сделал. Оцените его, пожалуйста.
— С моей точки зрения, оно слишком мягкое. Потому что если проанализировать ситуацию в Беларуси, то там нарушено большинство политических прав граждан в избирательном процессе. Но даже это заявление президента Зеленского в Беларуси оппозиция оценила как поддержку. Естественно, в сравнении с тем, что президент Путин поздравил Лукашенко с избранием, а Зеленский не поздравлял и говорил о том, что необходимо добиваться переговорным путем решения таких сложных вопросов, избегать насилия, – это все-таки очень серьезная позиция. Исходя из того, что в Минске находится трехсторонняя контактная группа, Беларусь поставляет большинство светлых горюче-смазочных материалов в Украину и так далее. То есть это связь очень влиятельная.
Но все-таки, с моей точки зрения, оно слишком запоздалое и мягкое. Потому что сегодня уже более 3000 арестовано, фактически из избирательного процесса выброшены силовым способом главные конкуренты Лукашенко, парализованы СМИ. Я вообще когда это все анализирую и понимаю, что это все происходит в центре Европы, это выпадает за рамки здравого смысла.
— Как вы думаете, Александр Лукашенко победил, что называется, сам по себе, или его победа – это победа еще и других каких-то стран?
— Для Беларуси выборы – это не выборы, это демонстрация лояльности тех, кто работал в избирательных комиссиях, по отношению к Лукашенко. Поэтому они сфальсифицированы. Представьте себе, голосование шло целую неделю, 42% проголосовали до начала дня выборов. Естественно, это все сфальсифицировано. Я уже не говорю об активности рекордной – 84%. Если даже на участках не проголосовали, люди стояли в очередях, уже закрылись участки – они продолжали стоять в очередях, потому что так организовано. И понятно, для чего организовано – для того, чтобы был ресурс фальсификации.
Это было в 2010 году, когда было понятно, что Санников выиграл эти выборы, точно так же и сегодня. Конечно же, постсоветские граждане – это тот электорат, который идет за Лукашенко. Но молодежь, которую мы видим сегодня в этих протестах, она не принимает и не примет ни позицию Лукашенко, ни его политику, ни тех, на кого он опирается.
— Трудно делать вид, что я не понимаю, как прошли эти выборы, мы видели это всю неделю и прекрасно понимаем. Просто очень наглядна была фальсификация, которая происходила. Но это не помешает Александру Лукашенко здороваться со всеми людьми, которые окружают его, в том числе с президентом Украины, потому что очень важную роль, видимо, сейчас для страны занимает Беларусь – роль переговорщика. И она ведь сохранится, да?
— Если брать мою позицию, то я еще президенту Порошенко говорил, что Минск – это не нейтральная позиция, это площадка врага, это площадка Путина. Вы не затронули очень главный вопрос – это влияние на все эти происходящие так называемые выборы Кремля. С моей точки зрения, Кремль одну проблему уже решил – он руками сатрапов Лукашенко как бы фальсифицировал и привел Лукашенко к власти.
Но Кремль сегодня будет решать другую проблему – как дискредитировать Лукашенко настолько, чтобы он стальными цепями был привязан к Кремлю. И решение этой задачи сегодня поставлено на кон. Поэтому я и говорю о вероятности успеха протестующих в Минске.
Только нужно понимать, что это откроет огромное окно возможностей для влияния на Беларусь Кремля. Здесь главное, чтобы Лукашенко не поступил так, как поступил Янукович в 2014 году, подписав письмо о приглашении иностранных войск. Потому что это спровоцирует огромные военные конфликты в Беларуси.
— Я правильно понимаю из ваших слов, что в случае победы улицы в Минске Лукашенко может позвать иностранные войска в страну?
— Так произойдет. Хочу вам напомнить, что уже сегодня в Беларуси есть три российские военные базы. У меня нет сомнения, что в нынешних разгонах демонстраций принимали участие российские спецназовцы. Такое количество спецназовцев в Беларуси, как показано сейчас в 33 городах, где фактически они в количественном аспекте доминируют над мирными гражданами, не было никогда.
Поэтому это, скорее всего, реализация того договора, который шесть лет назад был подписан между Министерством внутренних дел Беларуси и Министерством внутренних дел Российской Федерации о взаимопомощи. Я напомню, цитирую: "используются военизированные силы для охраны общественного порядка и границы в случае необходимости". Поэтому я убежден, что среди тех, кто сегодня стоит на защите так называемых государственных интересов, находятся в том числе и российские войска.