Распространять листовки о режиме самоизоляции, шить маски, разговаривать по телефону с пожилыми людьми, чтобы им не было тоскливо сидеть в самоизоляции, отвезти доктора в больницу или помочь сотрудникам больницы продуктами – группа волонтеров в Беларуси призывает граждан присоединиться для помощи медикам. В стране не введен карантин, работают школы, магазины и кафе, проходит чемпионат по футболу, репетируют парад ко Дню победы и готовятся к республиканскому субботнику. То, как Минздрав комментирует ситуацию с распространением коронавирусной инфекции в стране, дает повод гражданам сомневаться в правдивости данных ведомства.
Сложнее всего приходится медикам: часто у них нет времени подумать о собственной безопасности. В стране на 20 апреля зарегистрировано более шести тысяч инфицированных COVID-19, более 400 из них – медицинский персонал.
Активисты, инициативные люди из бизнеса и ИТ и просто неравнодушные граждане объединились и создали инициативу BYCOVID-19, благодаря которой собирают деньги на средства индивидуальной защиты и необходимое оборудование для врачей.
Правозащитник и волонтер кампании BYCOVID-19 Андрей Стрижак в эфире программы "Вечер" рассказал о ситуации не только в центральных белорусских больницах. Вместе с другими активистами он помогает врачам и пациентам защитными масками, халатами, перчатками и видел ситуацию изнутри во многих медучреждениях.
— То, что сейчас происходит, с одной стороны, – это определенное закрытие информации и попытки сдерживания негативного информационного потока.
Но, с другой стороны, гораздо более эффективным, на мой взгляд, механизмом и инструментом было бы более широкое информирование людей о том, что происходит, о том, как защититься, о том, что нужно делать.
Минск, Минская область, Витебск, Витебская области – основные вспышки происходят там. Минск и Витебске – это все-таки крупные города, там обеспечены СИЗами [средствами индивидуальной защиты], укомплектованность врачами достаточно высокая.
Если же говорить о райцентрах, которые сейчас попадают под удар, – это Осиповичи, Докшицы, Бешенковичи, – это те города, которые исторически не имели слишком хорошо развитые медицинские сети. И насколько я знаю, принято решение о том, чтобы больных из райцентров перевозить все-таки в областные центры.
Для пациента это, конечно, благо, потому что у него есть шанс выжить, потому что он может оказаться в ситуации, в которой ему будет оказана помощь более эффективная, чем в районной больнице.
Однако если, например, в районной больнице врач выявил COVID-пациента, он автоматически становится контактом первого уровня, и с высокой долей вероятности, так как у него нет должной степени средств защиты, он заболевает. И все равно этот очаг сохраняется в этом районе. Получается, что у нас выбивается из звена Минздрава целое районное подразделение – районная больница, потому что врачей там не очень много.
Эта проблема накапливается, даже несмотря на то, что на данный момент нами передано в больницу уже более 50 тысяч респираторов разных типов и хирургических масок. Этого критически мало. И пока не наладится нормальная поставка средств защиты через Минздрав, ситуация будет не под контролем, будет критической, будет опасной. Многие врачи вынуждены использовать средства защиты повторно, хотя производитель не предусматривает таких возможностей, их нельзя использовать повторно, они теряют свои свойства, и, соответственно, риск заражения увеличивается.