Конституционный суд Казахстана 11 января отменил закон "О первом президенте Казахстана – Елбасы", который гарантировал Нурсултану Назарбаеву иммунитет от преследования и неприкосновенность имущества его самого и его семьи.
Также закон предусматривал ряд привилегий и финансирование из бюджета канцелярии Назарбаева: на это с марта 2019 года было потрачено около девяти миллиардов тенге ($11,3 млн).
Чего еще лишится Назарбаев после отмены закона, названного в его честь? Настоящее Время задало этот вопрос казахстанскому политологу Газизу Абишеву.
– Давайте разберемся: каких значимых вещей лишается Назарбаев и что за ним все еще остается? Что меняется для него лично в связи с утратой статуса, которым его наделял "Закона о первом президенте Казахстана"?
– Когда наконец-таки закон о первом президенте будет отменен полностью, экс-президент [Нурсултан] Назарбаев перейдет под действие 6-й главы закона о президенте Казахстана. Это стандартный закон, который гарантирует ему государственное обеспечение, пенсию, охрану и, безусловно, еще какие-то регалии.
Из того, что Назарбаев утратит с отменой этого закона: он сегодня имеет право по этому закону обращаться к любому государственному органу и быть услышанным, участвовать в разработке различного рода стратегических решений государственного масштаба, беспрепятственно посещать и выступать в парламенте.
И, безусловно, у Назарбаева сейчас есть всякого рода иммунитеты, которые касаются абсолютной неприкосновенности его самого и членов его семьи, совместно с ним проживающих. Включая неприкосновенность даже транспорта и учреждаемых ими юридических лиц, а также полную банковскую тайну совместно проживающим лицам.
– Правильно ли я понимаю, что неприкосновенность и иммунитет за Назарбаевым сохраняются, но уже в рамках закона о президенте Казахстана?
– Да. Абсолютным иммунитетом Назарбаев пользовался в рамках "Закона о первом президенте – Елбасы". Этот закон сейчас будет поставлен на утрату окончательно. Отменен он будет когда, наконец, конституционалисты разберутся, нужны ли будут еще бюрократические проволочки в парламенте или нет. Но после этого Назарбаев будет пользоваться иммунитетом только в рамках закона о бывшем президенте.
– Правильно ли я понимаю, что в связи с утратой закона Назарбаев потеряет также многие материальные привилегии?
– Политические тоже. Ведь он имел право воздействовать на политические процессы через обращение к любому государственному органу. С ним согласовывались основные направления внешней и внутренней политики. Все это было в этом законе.
Ну и опять же: дело ведь не только в Назарбаеве, но и в членах его семьи! Они тоже пользовались абсолютным иммунитетом, и их имущество пользовалось абсолютным иммунитетом. Если возвращаться к экс-президенту, закон о первом президенте гарантировал Назарбаеву беспрепятственное предоставление специальной правительственной связи – в любое время дня и ночи. А также давал ему помещение для выступления в любом регионе. Сейчас этого, вероятнее всего, не будет или будет отдано на откуп действующему президенту.
– Давайте перейдем к родственникам Назарбаева. Теперь их могут привлечь к ответственности, правильно ли я понимаю?
– Если я правильно понимаю, закон о Елбасы не имеет обратной силы. Поэтому после того, как он потерял силу, если родные Назарбаева будут вести себя хорошо, тогда их не будут привлекать к ответственности. Но если они будут вести себя плохо, то у правительственных органов будет возможность предъявить им претензии в рамках закона.
Тут, наверное, более актуален вопрос об их собственности. Если раньше органы правопорядка не могли разбираться в том, насколько там все законно работает внутри, то теперь с упразднением этого закона, конечно, у них будет возможность разобраться, что к чему.
– Стоит ли после отмены законы ожидать каких-то новых уголовных дел в отношении близких родственников Назарбаева: дочерей Дариги и Динары, брата Болата?
– На самом деле, я не знаю, ведь тут замешаны политические моменты и много других соображений, как "за", так и "против". Я не знаю, как это все трактуют юристы. Если у них были какие-то нарушения, сделанные до момента упразднения этого закона, то иммунитет как бы обнуляет эту вину или нет? А если они будут себя вести тише воды, ниже травы и после обнуления закона, то какие могут быть к ним претензии? Это тоже отдельный вопрос.