Прокуратура Москвы объявила на своем сайте, что проверяет родителей, которые вышли на акции протеста 27 июля и 3 августа в Москве, взяв с собой детей и несовершеннолетних подростков.
В Следственном комитете заявили, что уже направили в суд заявление о лишении родительских прав одной пары. Их обвиняют в том, что они взяли на митинг годовалого сына, хотя "отец мальчика не обладает правом голоса на выборах в Москве, поскольку имеет лишь временную регистрацию в Москве". Во время митинга, по утверждению следствия, родители "передали своего малолетнего ребенка третьему лицу".
Следственный комитет считает, что этим лицом был Сергей Фомин, который проходит по так называемому "делу о массовых беспорядках" (ч. 2 ст. 212 УК РФ) После допроса он сумел скрыться из Москвы и сейчас объявлен в розыск.
"Из открытых источников известно, что Сергей Фомин, покидая митинг, взял на руки чужого маленького ребенка для беспрепятственного прохода мимо оцепления", – заявили в СК.
"ОВД-Инфо" сообщал 5 июля, что у знакомых Фомина, у которых есть маленький ребенок, прошел обыск, но с чем он был связан – на тот момент известно не было. О том, что родителям предъявлены какие-либо обвинения по делу, связанному с протестными митингами, на данный момент также неизвестно.
Следствие считает, что ребенок, которого взял Фомин, чтобы выйти из оцепления, "в силу возраста находился в беспомощном состоянии", а значит действия родителей "подвергли опасности здоровье и жизнь мальчика, а также причинили ему физический и моральный вред".
"Таким образом, супруги, эксплуатируя ребенка, злоупотребили своими родительскими правами в ущерб интересам сына", – настаивают в прокуратуре. Именно этим в ведомстве объясняют необходимость лишить родителей родительских прав за присутствие на насанкционированном митинге.
Уполномоченный при президенте РФ по правам детей Анна Кузнецова заявила, что лишение родительских прав - "крайняя мера", но ее можно применять в случае, если родители "не осознают своей вины и не готовы менять свое поведение и отношение к своему ребенку".
Она отдельно подчеркнула, что привлекать к участию в несанкционированных митингах несовершеннолетних, "тем более использование малолетних детей в качестве щита" - недопустимо:
"Очевидно, что в ходе подобных акций под угрозой может оказаться не только здоровье, но и жизнь ребенка. Среди участников могут оказаться и провокаторы, поведение которых непредсказуемо, может быть опасно для детей и взрослых. В данном случае лица, в том числе и родители, причастные к вовлечению детей в митинги, должны осознавать всю ответственность за здоровье и безопасность ребенка, а она превыше всего", - добавила она.
Глава Совета при президенте по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов заявил "Интерфаксу", что "любой, у кого есть дети, не раз передавал их третьему лицу", например "няне, кормилице, двоюродной бабушке и так далее". Поэтому решение прокуратуры Москвы кажется ему опасным прецедентом:
"Если будем ставить вопрос таким образом, что, передавая третьему лицу, мы формально подвергаем ребенка опасности, например, третье лицо может уронить ребенка, возникает следующий вопрос: можно ли передавать ребенка кому-либо", - объяснил он.
В Москве уже месяц проходят массовые акции протеста против отказа Мосгоризбиркома зарегистрировать оппозиционных кандидатов и допустить их к выборам в Мосгордуму. Последние акции 27 августа и 3 августа полиция и Росгвардия жестко разогнали. 27 августа были задержаны более 1300 человек, 3 августа, по данным "ОВД-Инфо", был задержан 1001 человек. Многих участников протеста полицейские и росгвардейцы при задержании избили или волокли в автозаки с применением физической силы.
Следственный комитет завел на протестующих в Москве дело о "массовых беспорядках". В рамках его на данный момент арестованы 9 человек: их обвиняют в частности в том, что они бросали в полицейских банки и другие предметы или "координировали" действия протестующих.
Сами участники протестов подчеркивают, что они были мирными и никакого сопротивления полиции и Росгвардии никто из участников митинга не оказывал, даже когда те их избивали. Протесты они объясняют фальсификациями, которые Мосгоризбирком допустил в отношении независимых кандидатов. В частности, протестующих и недопущенных кандидатов не устраивает проведенная неизвестными графологами экспертиза, которая признала многие сданные кандидатами подписи фальшивыми, и другие нарушения со стороны избиркома.