В Азербайджане впервые за 28 лет независимости назначены досрочные парламентские выборы. Они состоятся 9 февраля. Этому предшествовал довольно насыщенный во внутриполитическом плане год – протест оппозиции, громкие отставки, перестановки в правительстве. Теперь правящая партия преподносит смену парламента как поддержку реформам, проводимым президентом Ильхамом Алиевым. Некоторые же обозреватели считают, что это попытка консолидировать власть вокруг правящей семьи.
"Семья" и "старая гвардия"
Ильхам Алиев у власти уже 16 лет. Впервые он возглавил Азербайджан в 2003 году, незадолго до смерти своего отца Гейдара Алиева – предыдущего президента. И с тех пор переизбирался еще три раза. Причем с 2016 года президентский срок в стране увеличили с 5 до 7 лет.
В том же 2016 году в Азербайджане появилась должность вице-президента, и через несколько месяцев на эту должность была назначена Мехрибан Алиева – жена Ильхама Алиева, которая на тот момент была депутатом. Согласно обновленной конституции, в случае ухода президента, его полномочия переходят к вице-президенту.
В марте в рамках предпраздничного помилования (21 марта в Азербайджане отмечают весенний праздник Новруз) на свободу выпустили около 50 политзаключенных. Все они в разное время были осуждены по уголовным обвинениям, и власти отрицали, что эти аресты политически мотивированны.
Оказавшись на свободе, большинство политзаключенных и узников совести продолжили оппозиционную деятельность и общественно-политическую активность.
В стране прошли три несанкционированных протеста. Во всех трех случаях полиция в той или иной мере препятствовала участникам акций.
Также с октября по декабрь Ильхам Алиев отправил в отставку или "перетасовал" несколько крупных госчиновников и упразднил Министерство налогов, присоединив его к Министерству экономики.
Среди прочих, в отставку отправился глава президентской администрации, 81-летний Рамиз Мехтиев, находившийся на этом посту с 1995 года, и помощник президента по общественно-политическим вопросам Али Гасанов, который, кроме прочего, контролировал медиа.
Все это преподносилось властями как реформы и "омоложение" правительства. Своего рода символом этого "омоложения" стал Микаил Джаббаров – 43-летний чиновник, изначально известный как игрок в "Что? Где? Когда?", который за семь лет успел побывать министром образования, министром налогов, а в 2019-м стал министром экономики.
23 декабря пройдут муниципальные выборы, и тоже впервые за очень много лет жители Азербайджана проявляют к этому интерес, а среди кандидатов есть несколько представителей оппозиции, бывший узник совести, блогер Мехман Алиев и активистка феминистического движения.
Парламентские выборы должны были состояться в ноябре 2020 года. Однако в начале декабря Милли Меджлис (парламент) почти единогласно принял решение о самороспуске. Инициатива эта исходила от правящей партии "Ени Азербайджан" ("Новый Азербайджан"), составляющей парламентское большинство. Правящая партия объяснила свою инициативу поддержкой проводимых президентом реформ. Президент Ильхам Алиев это решение одобрил.
Реакция оппозиции: бойкот vs участие
Представители активной оппозиции в нынешний состав парламента не входили. Сейчас часть оппозиции объявила бойкот внеочередным выборам. Другие, напротив, восприняли это как шанс попасть в парламент и уже начали активно готовиться. И хотя все единодушны в том, что нужно объединиться и выработать общую тактику поведения, но договориться пока не могут.
Бойкотировать выборы решил Национальный совет демократический сил. "Досрочные парламентские выборы преследуют цель отнюдь не проведения демократических реформ, а предназначены для дальнейшей концентрации власти в руках одной семьи", – заявили в НСДС. – "Проведение выборов раньше времени мотивировано соображениями застать общество и оппозицию врасплох для облегчения фальсификации выборов".
В НСДС считают, что участвовать во внеочередных выборах имело бы смысл, если б предварительно власти провели хотя бы минимальную избирательную реформу. В частности, заново сформировали избирательные комиссии с участием представителей власти и оппозиции и создали равные возможности для агитации. А так как эти и другие условия выполнены не были, то, по словам заместителя председателя партии "Народный фронт", входящей в это объединение: "НСДС не будет участвовать в "шоу". "Народный фронт" – национал-демократическая партия, одна из старейший оппозиционных партий Азербайджана.
Противоположную позицию относительно выборов занимает партия "Республиканская альтернатива" (РЕАЛ). Это относительно молодая, незарегистрированная оппозиционная политическая партия, выросшая из одноименного движения. Своей целью называет достижение демократических и социальных изменений в Азербайджане. Лидер РЕАЛа Ильгар Мамедов до 2018 года был известным азербайджанским политзаключенным. В 2014 году его осудили на семь лет по обвинению в организации массовых беспорядков на севере Азербайджана. В августе 2018 года Ильгар Мамедов был освобожден условно-досрочно. На данный момент он не имеет права баллотироваться в депутаты, хотя Европейский суд по правам человека признал его арест несправедливым и потребовал у правительства Азербайджана полностью восстановить юридический статус Мамедова.
Сразу же, как стало известно о возможности проведения досрочных выборов, Ильгар Мамедов заявил, то РЕАЛ обязательно будет в них участвовать, выдвинув своих кандидатов. "РЕАЛ не питает радужных иллюзий по поводу досрочных выборов. Но геополитическая ситуация и внутриполитические перемены в стране дают основания полагать, что возникла необходимость формирования более профессионального парламента, пользующегося авторитетом у общества. ", – говорит исполнительный секретарь партии Натиг Джафарли.
Партия "Мусават", считающая себя наследницей одноименной исторической партии, существовавшей в начале 20 века, долго сомневалась, но в итоге тоже решила участвовать в выборах. "После длительных обсуждений мы пришли к выводу, что участие в выборах в нынешней общественно-политической ситуации соответствовало бы интересам народа", – сказал лидер "Мусавата" Ариф Гаджилы.
Не определилась еще с позицией новая партия "Право и справедливость", созданная бывшим министром здравоохранения Али Инсановым. В 2007 году Инсанов был приговорен к 11 годам лишения свободы по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями, а позже получил еще семь лет по обвинению в хранении наркотиков и сопротивлении представителю власти. В 2018 году его выпустили на свободу в рамках уже упомянутого помилования. Будучи министром Али Инсанов настроил против себя значительную часть населения страны, поэтому теперь мало кто воспринимает его оппозиционную деятельность всерьез.
"Достаточно не грызться между собой"
Азербайджанская правозащитница и журналистка Хадиджа Исмайлова считает, что "те, кто собираются участвовать в выборах, знают, что, если они и получат мандаты, то не благодаря голосам избирателей, а по воле президента и его жены".
Хадиджа Исмайлова, известная своими журналистскими расследованиями о семейном бизнесе президента, тоже входит в число бывших политзаключенных. Ее обвинили в клевете, уклонении от уплаты налогов, незаконной предпринимательской деятельности и злоупотреблении властью, осудили на семь с половиной лет, а через полтора года выпустили, заменив реальный срок на условный.
Исмайлова уверенна, что оппозиции необходимо участвовать в выборах для того, чтобы "совместить наблюдение за процессом и сопротивление нарушениям". "Для этого нужна сплоченная оппозиция, способная на каждом этапе выборов бить в какую-то определенную цель, готовая в любой момент отказаться от участие в выборах и мобилизовать все свои ресурсы для наблюдения и противостояния. При этом оппозиция может даже не объединяться. Достаточно просто не грызться между собой и оказать сопротивление фальсификации, завоевав там самым доверие", – написала журналистка в фейсбуке.
"Косметические реформы не спасут"
Политический обозреватель издания JAMnews Шахин Рзаев не верит, что эти выборы будут чем-то отличаться от предыдущих, но предполагает, что несколько оппозиционеров все же попадут в парламент. "Но изменений к лучшему в Азербайджане не произойдет. Станет только хуже. Косметические реформы страну не спасут".
Инициатива сменить парламент исходила не от правления партии "Ени Азербайджан", а лично от ее председателя, то есть – президента Ильхам Алиев, считает Рзаев. Таким образом, говорит обозреватель, Ильхам Алиев частично передает управление денежными потоками своей жене, занимающей пост вице-президента, и ее команде.
Внутри правящей элиты Азербайджана уже несколько лет длится противостояние между командой Мехрибан Алиевой и "старой гвардией", в которую входят люди, работавшие еще с Гейдаром Алиевым, рассказывает Рзаев. "Смена парламента станет последним гвоздем в гроб старой гвардии. Возможно, они предпримут какие-то ответные действия. У них есть достаточные финансовые возможности для этого. Могут открыть какие-то медиа-ресурсы, например. Но успеха они иметь не будут", – отмечает он.
"Проблема в мышлении"
Байрам Мамедов – один из двух молодежных активистов, которых в народе называли "узниками памятника". В 2016 году Байрам Мамедов и Гияс Ибрагимов написали антиправительственный лозунг на постаменте памятника Гейдара Алиева и вскоре после этого были осуждены на 10 лет каждый по обвинению в торговле наркотиками. Их выпустили в марте в рамках того же помилования.
Байрам Мамедов считает наивным воспринимать происходящее как реформы.
"В таких странах, как Азербайджан, любой шаг, предпринимаемый правительством, рассчитан на то, чтобы продлить жизнь действующей власти. Да, старые (в прямом и переносном смысле) кадры будут заменены на новые и относительно молодые. Но ведь проблема не в возрасте чиновников, а в их мышлении и в системе, которой они служат. В стране все еще есть политзаключенные и практически нет свободы слова, фундаментальные права человека все еще находятся в плачевном состоянии, и за последние месяцы в этом плане ничего не изменилось", – говорит он.
В то, что внеочередные выборы пройдут честно, Байрам Мамедов не верит: "И каждый независимый кандидат, участвуя в выборах, обязательно должен держать это в уме. Но участвовать, тем не менее, надо".
Обновление аппарата
Политолог Ильгар Велизаде отстаивает версию, предложенную властями, и говорит, что роспуск парламента продиктован изменениями в исполнительной власти и общим "трендом" обновления аппарата чиновников.
"Многие депутаты были тесно связаны со знаковыми фигурами в исполнительной власти. Поэтому отставка этих фигур повлекла за собой необходимость сменить также и парламент. К тому же, в последнее время азербайджанские депутаты слишком часто дискредитировали себя то бизнес-скандалами, то скандальными высказываниями, идущими вразрез с общим настроем общества и правительства. В общем, происходит вполне естественная смена политических элит", – говорит Велизаде.
Директор Центра стратегических и международных исследований Эльдар Намазов, бывший некогда помощником Гейдара Алиева, также связывает роспуск парламента с изменениями в исполнительной власти.
"На ключевые посты назначены молодые реформаторы, и провозглашен курс на проведение широкомасштабных системных реформ. Но успех этих инициатив во многом зависит от состояния других ветвей власти – законодательной и судебной систем, которые все еще находятся под влиянием консервативных сил. Поэтому, обеспечив контроль реформаторов над исполнительной властью, президент и его команда неизбежно должны были реформировать также и две другие ветви власти", – говорит Намазов.
Выборы в парламент Азербайджана проводятся по мажоритарной системе. Милли Меджлис состоит из 125 депутатов, которые избираются на пять лет. За все время независимости страны ни наблюдатели от ОБСЕ, ЕС и США не признавали их свободными.