ВСУ освободили села Благодатное, Макаровка и Нескучное в Донецкой области. Об этом стало известно 10 и 11 июня. Замминистра обороны Украины Анна Маляр сообщила, что ВСУ на южном направлении продвинулись на расстояние до полутора километров. Украинские военные опубликовали видео из освобожденных сел. А утром 12 июня военные из 35-й бригады морпехов сообщили об освобождении села Сторожевое, также в Донецкой области.
О наступательный действиях украинской армии пишут и российские источники. Российский провоенный телеграм-канал "Рыбарь", который связывают с российским Минобороны, сообщает, что 10 июня ВСУ возобновили атаки на юго-западе Донецкой области и продвинулись до села Урожайное, то есть заняли как минимум три населенных пункта, о которых заявляют украинские военные.
В свою очередь, автор провоенного телеграм-канала WarGonzo Семен Пегов пишет, что ВСУ продвинулись вглубь российских позиций на расстояние до пяти километров. Потерю населенного пункта Макаровка он называет серьезной, так как это село находится на высоте и может быть использовано как плацдарм для дальнейших наступательных действий. По его словам, в случае дальнейшего продвижения ВСУ ситуация для российских войск на этом направлении может стать критической.
О контрнаступлении ВСУ рассказал руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.
– Давайте посмотрим на карту. Есть несколько населенных пунктов, о которых заявили украинские военные: это Нескучное, Благодатное, Макаровка и Сторожевое. Это край Донецкой области, почти на границе с Запорожской. Зная, что эти населенные пункты освобождены, что можно сказать о целях украинского контрнаступления прямо сейчас?
– Цели понятны: это сейчас продвижение – как на юге, так и на востоке. Дело в том, что это не единственное направление, где идет продвижение украинских войск. Украинские войска продвигаются и южнее Орехово, это Запорожская область. Помимо того, я хочу напомнить, что украинские войска продвигаются в районе Бахмута. И на востоке также сдерживали и сдержали атаки российских войск и продвигаются в районе Сватово на луганском направлении.
Я веду к тому, что здесь понятна цель удара: это движение на Мариуполь – это четко прослеживается – и Орехово. Это фактически отрезание российских войск и перерезание сухопутного коридора в Крым. Отрезание их от логистических путей снабжения. Понятно, что идет наступление по двум-трем направлениям как раз для того, чтобы рассредоточить силы обороны противника, рассредоточить и растянуть линию фронта для того, чтобы они не смогли сконцентрироваться на обороне лишь одной линии удара. И я могу сказать, что это очень серьезный успех, если мы говорим о продвижении сейчас здесь, начиная с Великой Новоселки, потому что там были достаточно укрепленные позиции российских войск. И то, что украинские войска смогли пройти укрепленные позиции российских войск, которые они фортифицировали, минировали, свидетельствует о том, что если на таких позициях удалось, то и далее движение продолжится.
Вместе с тем понятно, что сейчас российские войска пытаются перегруппироваться, пытаются занимать оборонительные позиции там, где им это удастся, продолжают сопротивление. Это все приходится проходить с довольно-таки серьезными боями. Но я могу констатировать следующее. Если мы уже можем судить о нескольких днях украинского наступления, то оно продвигается достаточно-таки успешно, поскольку достигаются следующие цели.
Во-первых, растягивается линия обороны у российских войск.
Во-вторых, есть непосредственно прорыв первой и второй линии обороны украинскими войсками и освобожденные населенные пункты. Кстати, интересно, что на видео, которое все демонстрируют, практически не слышно звуков артиллерии. Это свидетельствует о том, что российские войска оттягивают свои позиции и вынуждены отступать.
И третье. Украинские войска сумели продолжать наступательные действия не в одном направлении, давая таким образом прерогативу врагу сосредоточить свою линию обороны и обороняться лишь по одной позиции, по одному направлению движения, а на нескольких. Это рассредотачивает войска, растягивает линию. Поэтому можно сказать, что пока все складывается довольно-таки успешно для украинских сил.
– А какой приоритет имеет перерезание сухопутного коридора? Почему это важно?
– Во-первых, дело в том, что мы видим приоритет – вообще освобождение территории Украины. А цели наступления понятны: это освобождение юга и востока, где все-таки удастся украинским войскам освободить Бахмут и продвинуться дальше. Поэтому я вижу довольно-таки хорошие перспективы и на востоке.
Что касается юга. Почему перерезание сухопутного коридора в Крым важно – потому что это даст возможность затиснуть фактически российскую группировку войск в Крыму в будущем, взять под огневой контроль основные военные объекты российских сил на оккупированном полуострове. И таким образом приближать освобождение Крыма.
Плюс это освобождает большое количество резервов, которые украинские войска могут задействовать на восточном направлении, поскольку, фактически затиснув российскую группировку войск в Крыму с целью дальнейшего его освобождения, можно будет задействовать украинские войска по другому направлению, поскольку враг оттуда никуда не продвинется: ему будут блокированы все пути выхода. Плюс это достаточно серьезное имиджевое политическое поражение для России, которое спровоцирует ряд внутренних процессов дестабилизации, которые там и сейчас начинаются, и мы их все наблюдаем. Поэтому это, собственно говоря, настолько важно, если мы говорим о южном направлении.
– Провоенный российский телеграм-канал "Рыбарь", который связывают с Минобороны, пишет о том, что рядом с Работино – Вербово российские военные отошли на заранее подготовленные позиции. Что значит тот факт, что телеграм-каналы пишут об отходе на заранее подготовленные позиции? То есть они даже не ведут боев за эти населенные пункты, куда сейчас заходит украинская армия?
– Это заготовка российского командования. Когда они отступают, называть это не "отступлением", а "отходом на заранее подготовленные позиции". Они отступают с боями. Украинские силы их просто выдавливают огнем, проведением наступательных действий, поэтому они вынуждены отступать.
Что касается заранее подготовленных позиций, то и первая линия обороны у них готовилась достаточно долго. Они там копали, минировали, применяли различные тактики по типу "пирамида Пригожина" – такой инструмент для отмывания денег. Но это не помогло. Поэтому то, что называется отходом на заранее подготовленные позиции, – это на самом деле просто отступление.
Дело в том, что если бы за ними было оперативное пространство, если бы за ними была тысяча километров и можно было бы вытягивать украинские войска в какую-то ловушку и говорить, что "мы отходим на позиции, чтобы растянуть линии снабжения и устроить ловушку", – это понятно. Но поскольку у них логистическое плечо и место для отхода довольно-таки небольшое – все понимают, что до Мариуполя несколько десятков километров, – поэтому это просто реальное отступление, а не отход на заранее подготовленные позиции.
– А мы можем понимать, с каким временным лагом мы узнаем об освобождении сел? Наверное, они были освобождены не вчера, хотя вчера мы об этом узнали.
– Нет, конечно. В целях безопасности информируется обо всем только после двух вещей. Во-первых, когда устанавливается полный контроль и когда проведена зачистка населенного пункта, когда прошла проверка, что не осталось сил противника, что можно говорить о взятии и об установлении контроля. Плюс с целью того, чтобы не информировать из открытых источников врага, – это лаг минимум два-три дня, с которым мы узнаем о том, что происходит.