Генеральная прокуратура Таджикистана начала расследование по факту избиения трех братьев в отделении милиции 31 декабря. По словам матери пострадавших, над мужчинами издевались в присутствии шестилетнего сына одного из них, заставляя признаться в убийстве Ленина. Потом сотрудники милиции записали на видео признание братьев в том, что у них с собой были наркотики. Двух мужчин с ребенком освободили на следующий день, а третий все еще находится в милиции по обвинению в хранении наркотиков. Силовики применение пыток отрицают.
Жительница города Нурек Бибиджон Назарова рассказала, что в тот вечер ее сыновья – Парвиз, Орзу и Алишер Набиевы – отправились в Душанбе праздновать Новый год, однако были задержаны и подверглись пыткам сотрудниками местной милиции.
"Ты возьмешь на себя убийство Ленина", – сказал милиционер сыну. Сын говорит, что молчал, потом его опять стали бить и спрашивать про Ленина. Затем сказали ему, чтобы написал признание, а когда он сделал это, назвали сволочью и заявили, что он врет, а Ленин умер давно", – рассказывает Бибиджон Назарова.
На фотографиях в ее телефоне видны многочисленные гематомы, ушибы и кровоподтеки на лицах и телах братьев Набиевых. Двух мужчин и ребенка силовики затем отпустили. А вот старшего брата задержали по обвинению в хранении наркотиков. Перед тем, как освободить мужчин, милиционеры сначала записали видео их признания в хранении наркотиков.
"Что мы вам скажем, то вы и сделаете. Мы вам сейчас напишем на бумаге текст, вы его выучите за десять минут и расскажете на камеру. За десять минут они не смогли выучить, и милиционеры держали листок в руках за камерой. Сыновья читали признание с бумаги", – продолжает Биробиджон.
Милиция отрицает факт пыток
Сотрудники милиции, которые задержали братьев Набиевых, отказались от интервью, но заявили, что никого не били и действовали исключительно в рамках закона. Задержанный за хранение наркотиков Парвиз Набиев был дважды судим, состоит на учете как наркоман и у него якобы были найдены запрещенные препараты, поэтому его не отпустили.
Юрист Шокирджон Хакимов уверен, что пытки в милиции – обычное дело.
"Наши правоохранительные структуры в состоянии принудить, в том числе используя репрессивные меры и насилие, чтобы граждане признавались в том, чего они не совершали. В данном случае мы стали очевидцами не только низкого уровня профессионализма, некомпетентности и отсутствия квалификации со стороны органов дознания и следствия, но в том числе, когда в присутствии ребенка они так вели себя. Это антигуманный акт", – говорит юрист.
В прокуратуре столичного района Фирдавси идет расследование по факту применения пыток к двум сыновьям Бибиджон Назаровой. Были ли наркотики у старшего сына Парвиза, она не знает, но уверена, что избивать двух ее сыновей они не имели права.