Во сколько обходится Крым России? На этот счет есть разные мнения, порой противоположные.
Некоторые эксперты считают, что все расходы были запланированы, а сам факт насильственного присоединения полуострова и связанные с этим потери в экономике были неизбежны, потому что девальвация рубля и снижение цен на нефть во многом определялись внешнеэкономической конъюнктурой, на которую Россия повлиять не могла.
Агентство Bloomberg подсчитало, что экономика России с 2013 года просела на $150 млрд – в основном из-за санкций и бегства капитала. Если бы мы разделили эту сумму на количество жителей России, можно было бы предположить, что каждый россиянин недосчитался из-за аннексии одной тысячи долларов за пять лет.
Но в экономике все сложнее. В издании The New Times заместитель главного редактора "Коммерсант" Дмитрий Бутрин написал о том, что подсчитал прямые расходы бюджета России на Крым, расходы на инфраструктуру, инвестиции, собранные налоги и упущенную прибыль.
Эксперт считает, что расходы на выравнивание уровня жизни в Крыму с российскими регионами подстегнуло ВВП примерно на 1% из-за того, что российские власти вложили в экономику полуострова около триллиона рублей. Это и расходы на строительство Крымского моста, и крымскую энергетику, больницы, школы и просто зарплаты жителей полуострова.
Об этом же пишет агентство Bloomberg: средние доходы россиян вследствие санкций за Крым не превышают 30 тысяч рублей – это меньше $500, а рецессия продолжается уже два года.
Единственный регион, где доходы подросли, – собственно, сам Крым. При этом в 2019 году ожидается восстановление туристической сферы Крыма до показателей 2013 года – поступления должны составить около 200 млрд рублей.
"Соседние с Россией государства вынуждены пересматривать концепцию безопасности"
О политических последствиях аннексии Крыма и международных санкций для России в эфире "Вечера с Ириной Ромалийской" рассказал российский политолог и обозреватель Александр Морозов.
— В результате Крыма поставлены под вопрос многие кремлевские экономические проекты. Ограничения коснулись и сотрудничества по строительству атомных станций, и по трубопроводам и так далее. Иначе говоря, здесь только негативный результат.
— Как реагируют на это соседние страны? Вы говорили о том, что негативно и на них сказалось.
— Очевидно, что все соседние с Россией государства в результате Крыма вынуждены так или иначе пересматривать свои концепции безопасности: те, кто в НАТО, – обдумывать, насколько они защищены, а те, кто не находится в НАТО, – обдумывать, как им защитить себя в случае возможной угрозы.
Это коснулось и Беларуси, это касается и Казахстана, который заново обдумывает свое положение между Россией и Китаем. И, конечно, это касается и стран Центральной Европы, для которых Крым оказался такой чудовищной демонстрацией политического цинизма со стороны Кремля.
Более того, в последние два года хорошо заметно, что те политические деятели Европы, которые в 2014 году выражали поддержку сепаратистам Донбасса или ездили в Москву и поддерживали кремлевскую аннексию, сегодня, через 5 лет, находятся в довольно тяжелом положении. Они все токсичны внутри собственных обществ, идут постоянные журналистские разоблачения их связей с Кремлем и так далее. То есть в этом смысле слова "хвосты Кремля" во внешней политике Крым, конечно, рубит очень сильно.
И если, скажем, 5 лет назад, а тем более 10 лет назад в отношении путинского окружения существовало такое отношение: ну да, может быть, эти парни – не очень хорошие ковбои, но они тем не менее вполне нормальные партнеры, то теперь в отношении этих ковбоев совершенно другое отношение. Они все токсичны.
Как Украина борется за Крым в судах
Игорь Поночевный, заместитель прокурора Автономной республики Крым Украины (фактически это прокуратура в изгнании – находится в Киеве, занимается крымскими делами) рассказал Настоящему Времени, что делает Украина для того, чтобы вернуть Крым.
— Аннексия – свершившийся факт, и большинство стран ее осуждают. Украина что-то делает в международных судах?
— Конечно, Украина в последние два года, в частности прокуратура Автономной республики Крым, подает прокурору Международного уголовного суда информационные сообщения о тех нарушениях, которое осуществляет государство-оккупант в Крыму после оккупации.
— Что означает – информационные сообщения?
— Так как Украина не есть подписант Римского устава (она только признала юрисдикцию Международного уголовного суда в стране), она может обращаться в Международный уголовный суд, к прокурору Международного уголовного суда с соответствующими информационными сообщениями. Это те сообщения, которые сообщают о правонарушениях, которые осуществляются в Крыму, которые являются военными преступлениями и преступлениями против человечности.
— Если проводить аналогию с национальным законодательством, это фактически как прийти в орган следствия и написать заявление о преступлении?
— Совершенно верно. После рассмотрения этих сообщений прокурор Международного уголовного суда (МУС) изучает их и впоследствии принимает решение о том, переходить к стадии расследования или не переходить.
Наша задача сейчас – максимально насытить прокурора МУС информацией о том, что действительно творится в Крыму, какие военные нарушения, какие нарушения против человечности совершает там оккупационная власть, для того, чтобы прокурор мог принять решение о расследовании, открытия офиса в Киеве и так далее. Чтобы провести полноценное международное расследование событий в Крыму.
— Какие самые важные нарушения – три ключевых, о которых вы уведомляете Международный суд?
— Ключевые из последних – это:
- использование живых щитов при захвате воинских частей и админзданий в Крыму в 2014 году;
- призыв на службу в вооруженные силы Российской Федерации граждан Украины, которые находятся в Крыму;
- депортация гражданского населения, украинцев, проукраински настроенного населения за пределы Крыма.
КОММЕНТАРИИ