До "всенародного голосования" по поправкам к Конституции, которые предлагается одобрить гражданам России, остается чуть более недели, а досрочная процедура начнется уже 25 июня. Настоящее Время в проекте "Один день – одна поправка" продолжает рассказывать, в чем суть и какими могут быть последствия внесенных в Основной закон изменений.
Сегодня объясняем, как на жизнь и реализацию базовых прав россиян повлияет появившаяся в Конституции возможность не исполнять решения международных судов.
Что изменится
Статья 79 Конституции дополняется несколькими предложениями. Они сформулированы так:
"Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации".
К чему сейчас Конституция обязывает Россию
Сейчас 79-я статья Основного закона в два раза короче, чем будет, и в ней есть только такие слова: "Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации".
То есть каких-либо ограничений на выполнение решений этих международных организаций (например, судов) в Конституции нет.
Но они есть в законе о Конституционном суде, отмечает юрист Григорий Вайпан: "Механизм неисполнения "решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека" был уже закреплен в 2015 году – сначала в решениях Конституционного суда, а вскоре и в законе о КС. А теперь его просто перенесли в текст Конституции".
Как повлияет поправка на граждан страны
Когда юристы анализируют поправку к 79-й статье, они говорят прежде всего о решениях Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге – действующей институции, которая помогает гражданину России отстоять права, если в судах внутри государства это сделать не удалось.
Сейчас, если Европейский суд принимает решение в пользу заявителя, последствий может быть три:
- выплата компенсаций;
- принятие мер индивидуального характера – то есть восстановление прав конкретного заявителя;
- меры общего характера – изменение законодательства или сложившейся практики.
Пример таких мер "общего характера" – обсуждаемый, но не принятый пока закон о домашнем насилии (Страсбург в одном из решений указал, что в России не существует механизма защиты жертв насилия, и признал это дискриминацией).
"Компенсации Россия более-менее платит, а с индивидуальными и тем более общими мерами все обстоит гораздо хуже, – говорит Григорий Вайпан. – Механизм неисполнения может коснуться любого из этих последствий. Пока таких случаев было два: в 2016 году КС сказал, что Россия не может исполнить решение ЕСПЧ о праве заключенных голосовать, потому что такой запрет записан в Конституции. А в 2017 году КС признал неисполнимым решение ЕСПЧ о выплате 2 миллиардов евро акционерам ЮКОСа, хотя речь шла только о денежной компенсации, индивидуальных и общих мер не требовалось".
Юрист не исключает, что пополнить этот список могут жалобы на "репрессивные законы третьего и четвертого путинских сроков, принятые после 2012 года": "иностранные агенты", нежелательные организации, "пакет Яровой", законы о блокировках сайтов, законы о неуважении к власти и тому подобное. "Но вообще Россия и раньше не особо трудилась исполнять "неудобные" решения ЕСПЧ, поэтому вряд ли скандальная процедура, которую сейчас вписали в Конституцию, будет применяться часто, – говорит эксперт. – Это такая "красная кнопка", и можно предположить, что её припасают на случай, когда других вариантов не останется".
Зато Вайпан предлагает обратить внимание на еще одну поправку – к 125-й статье Конституции, где речь идет о Конституционном суде и его полномочиях.
"В ней написано, что КС может признавать неисполнимыми любые "решения иностранного или международного (межгосударственного) суда, иностранного или международного третейского суда (арбитража)". Россия участвует в рассмотрении споров в Международном трибунале по морскому праву, в разных международных арбитражах, в том числе в Постоянной палате третейского суда. Сейчас там рассматриваются сразу несколько споров, связанных с российско-украинским конфликтом", – рассказывает юрист.
Впрочем, добавляет он, авторы поправок явно не слишком хорошо разбираются в международном праве: если КС России и признает решение международного суда неконституционным, "от ареста зарубежных активов это еще никого не спасало".
Как еще изменятся полномочия Конституционного суда и зачем Путин сокращает количество судей, читайте в нашем предыдущем материале.