Проект Настоящего Времени "Один день – одна поправка" объясняет 15 самых заметных и обсуждаемых поправок к Конституции России. Владимир Путин уже подписал закон о ее изменении, в общей сложности в нем более двухсот правок, уточнений и дополнений – а 1 июля гражданам страны предлагается этот документ одобрить.
Сегодня мы рассказываем о том, как в Основном законе появился пункт о ежегодной индексации пенсий, сделает ли он Россию социальным государством и не придется ли его переписывать.
Что изменится
В статье 75 Конституции России, где сейчас идет речь о рубле как денежной единице, функциях Центробанка, налоговой системе и государственных займах, появятся три дополнительных пункта. В одном говорится о том, что РФ "уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав" и гарантирует им минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума (по данным на июнь 2020 года, это чуть менее 11 тысяч рублей – около $160). В другом – что россиянам гарантируется обязательное социальное страхование и индексация социальных пособий. А вот как будет звучать часть 6 статьи 75:
"В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом".
Что говорится о пенсиях в действующей Конституции
И право на труд, и социальные пособия, и зарплата не ниже МРОТ, и даже гарантированные государством пенсии – все это уже есть в Конституции России с 1993 года, то есть с тех самых пор, когда она была принята. О свободном труде, праве на отдых и зарплату не ниже МРОТ говорится в статье 37. О социальном обеспечении по возрасту, по болезни и по другим причинам – в статье 39. Там же есть и короткое упоминание пенсионных обязательств государства:
"Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом".
Индексация в Основном законе: зачем она там и что изменит
Когда поправка об индексации пенсий только обсуждалась в январе 2020 года, наиболее частый вопрос, который задавали ее авторам, был таким: означает ли пункт об индексации, зафиксированный аж в Конституции, что пенсионные выплаты будут регулярно увеличивать всем пенсионерам – в том числе работающим? Объявив сначала, что принцип сформулирован "без изъятий" (то есть касается всех граждан), авторы поправки позже уточнили, что права работающих пенсионеров отрегулирует отдельный закон – то есть Конституция их в правах с неработающими не уравняет. Повышение пенсионного возраста, начавшееся в 2019 году и весьма непопулярное у жителей страны, поправка тоже не отменит.
В целом же пенсионные выплаты, их индексацию в зависимости от инфляции, пенсионный возраст и прочие параметры регулируют несколько действующих законов – и они продолжат это делать, поправка об индексации "не реже одного раза в год" ничего нового россиянам не принесет, уверен экономист, специалист по инвестициям Андрей Мовчан.
"Ради того, чтобы позволить Путину оставаться у власти и сконцентрировать власть в его руках до его смерти, необходимо было замаскировать изменения в Конституции, связанные с этим, под некоторые социальные подачки и льготы. Необходимо было показать, как важно голосовать за поправки, потому что они полезные и хорошие, в частности, индексируют пенсии. Это такая довольно примитивная игра, скорее даже бюрократическая, – считает эксперт. – Потому что Путин и так бы мог оставаться у власти пожизненно, не изменяя Конституцию, – но решили вот таким путем пойти".
Мовчан подчеркивает, что действующая Конституция и ссылки на нее последовательно игнорируются в России: в процессе законотворчества, в судах, при принятии решений на всех уровнях власти. "Совершенно бессмысленно переписывать Конституцию с той целью, чтобы она начала работать. Как бы она ни была написана, она начнет работать только тогда, когда будет создан институциональный механизм обеспечения ее работоспособности. Когда будет создана конкурентная политическая среда, когда будет конкуренция элит за власть, когда эта конкуренция будет протекать в рамках независимости судебного процесса и так далее. То, что мы имеем, например, в Соединенных Штатах Америки. Мы можем хорошо или плохо относиться к тому, какие решения они принимают и что делают, но "Билль о правах" у них работает, и законы работают – потому что это обеспечено", – говорит экономист.
При этом Конституция страны с работающими институтами – это не "декларация, состоящая из обещаний и подачек", добавляет эксперт: "Она определяет основные, базовые понятия, аксиоматику, на которой потом уже строятся все остальные законы".
"Конечно, никакая индексация пенсий в эту аксиоматику не войдет, потому что пенсия – это временное понятие, индексация – это понятие очень расплывчатое, – объясняет Андрей Мовчан. – Другое дело, что в Конституции может быть записан, например, базовый принцип: что она гарантирует социальную защиту лицам, которые в силу возраста, здоровья или по другим причинам не в состоянии обеспечивать себе достойную жизнь за счет конкурентной продажи своего труда на рынке. На такое положение можно будет ссылаться в случае, если будут приниматься какие-то законы, которые, так или иначе, будут ему противоречить. Но более конкретные вещи – им не место в Конституции. Они гибкие, они текучие, они могут меняться".
Как повлияют изменения в Конституции на судьбу тех россиян, кто обращается в международные суды, читайте в нашем предыдущем материале.