Врачам скорой помощи Москвы в конце декабря 2018 года дали неофициальное распоряжение сократить процент госпитализаций и возить в городские больницы меньше пациентов, сообщает русская служба Радио Свобода. Департамент здравоохранения Москвы это распоряжение пока не прокомментировал. Но, как рассказал заведующий одной из подстанций, оно было отдано сразу после приема главврача Станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы Николая Плавунова у заместителя мэра Москвы по вопросам социального развития Анастасии Раковой.
На некоторых подстанциях устное распоряжение есть и в печатном виде под названием "Меры по снижению медицинской эвакуации" – без печатей и подписей.
"Распоряжение было озвучено на совещаниях заведующих и региональных заместителей главного врача. Они должны отчитываться за увеличение процента по каждому случаю на каждой подстанции. Никакие оправдания и обоснования не принимаются, – рассказал сотрудник "скорой". – Доходило до угроз и оскорблений. Формулировка простая: "Сокращайте, как хотите".
По его словам, подстанции "скорой" в Москве сейчас решают проблему, как могут: "Кто-то хитрит со статистикой, кто-то вынуждает [пациентов] отказаться [от госпитализации]. Оставляют больного дома, если он в пограничном состоянии (когда симптомы заболевания проявляются довольно сильно, но болезнь еще не развилась," – рассказал медик.
К примеру, "скорой", согласно новым правилам, рекомендовано не увозить пациентов из поликлиник без подтверждающих диагноз анализов и рентгеновских снимков.
Председатель профсоюза "Фельдшер.ру", действующий фельдшер скорой помощи Дмитрий Беляков подтвердил, что подстанции "скорой" в Москве получили распоряжения о сокращении числа госпитализаций. По его словам, предлагать госпитализацию медики теперь должны так, чтобы пациенты от нее отказывались.
"Раньше, если человек отказывался от госпитализации, а потом умирал или становился инвалидом, врачу делали выговор с формулировкой: "Вы плохо объяснили больному его положение. Больной после вашего объяснения не смог оценить свое состояние", – объясняет он. – А теперь от врачей требуют, чтобы больному была предложена госпитализация так, чтобы он от нее отказался. Но, в любом случае, если будет какой-то инцидент, то крайним сделают врача скорой помощи или фельдшера. Я уже предупреждал своих коллег: "Ребята, не идите на поводу. Вы все равно будете крайними".
Всего в Москве 58 подстанций скорой помощи. Врачи рассказывают, что установка выполняется по-разному. На одних подстанциях, когда считают, что госпитализация нужна, а показаний недостаточно, фиксируют в картах у больных более тяжелый диагноз, вписывают больше симптомов. Другие госпитализируют только тяжелых пациентов, а нетяжелым пациентам предлагают обратиться в больницу или вызвать "скорую" позже.
"Сейчас, я так понял, хотят, чтобы мы привозили те же больные животы, только когда есть стопроцентные показания к тому, что госпитализация нужна, – рассказывает один из врачей московской скорой помощи, который попросил не указывать его имя. – Но бывает же, что все развивается в течение двух-четырех часов. Так работа превращается в рулетку: врач оставляет пациента и не знает: будет ему хуже или нет? А если будет хуже: подаст он жалобу на скорую помощь или не подаст? А если подаст, дойдет до суда или не дойдет? Если дойдет до суда, выиграют или не выиграют? А если выиграют, то что будет с врачом?"
Врачи признают, что "если ты превысишь установленный процент госпитализаций, тебя могут даже лишить стимулирующих выплат". Более того: врача могут вызвать в Центр (Станции скорой и неотложной медицинской помощи Москвы им. А.С. Пучкова) и проверить его на знание алгоритмов работы.
"Конечно, многие врачи, когда видят, что пациент нестабилен, вывозят его в больницу. Потому что проще потерять какую-то часть зарплаты, но при этом остаться на работе. Это выбор между двумя наказаниями – либо уволят, либо лишат стимулирующих", – признает медик.
Работники скорой помощи уверены, что одна из причин появления такого распоряжения – дефицит койко-мест и сотрудников в больницах и стационарах. С началом так называемой "оптимизации здравоохранения" были закрыты тысячи больниц: по данным Росстата, в 2002–2018 годах количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,3 тыс. до 5,4 тыс. В среднем закрывается 353 больницы в год.
При этом, замечают эксперты, оптимизация здравоохранения в Москве проводилась с расчетом на то, что часть нагрузки из больниц будет перенесена на амбулаторное звено.
"Но амбулаторное звено с нагрузкой не справляется. Есть кадровый дефицит – даже в Москве, не говоря уже о ситуации по стране в целом. Мне известно, что в одной из московских поликлиник у одного врача общей практики 6000 человек на участке, в то время как, по стандартам, должно быть 800 человек", – подчеркивает оргсекретарь Межрегионального профсоюза работников здравоохранения “Действие” Андрей Коновал.
КОММЕНТАРИИ