В последние годы африканская музыка переживает небывалый подъем. Количество исполнителей из ЮАР, Мали, Сенегала, Конго и других африканских стран на крупных европейских фестивалях растет с каждым годом, а некоторые из них даже попадают в европейские и американские хит-парады.
Толчком к подъему музыкальной индустрии в Африке во многом стали доступные технологии. Раньше, чтобы записать трек, требовалась студия, на аренду которой у африканских музыкантов чаще всего не было денег. А попадание в мировую обойму было невозможно без локального представительства большого лейбла или как минимум заезжего скаута. Сейчас же для записи вполне достаточно лэптопа и пары контроллеров. Весь процесс можно организовать в спальне или даже под открытым небом: было бы электричество. А для того, чтобы донести песню до миллионов слушателей, вполне хватает видео на YouTube.
Нынешняя африканская музыка растет из двух корней:
- национального – музыканты тщательно следят за сохранением идентичности: языка, инструментов, традиционных ритмических рисунков или гармоний;
- современно-технологического – электронные аранжировки и ориентация на клубную сцену.
Африканская музыка интегрировалась в мировое музыкальное пространство и выстроила идеальные отношения с мировыми трендами – она их и не игнорирует, но и ни в коем случае не подстраивается под них, как бы говоря “нам и без вас есть, что сказать”. Чтобы разобраться в том, что такое музыка современной Африки, мы составили краткий гид по наиболее важным жанрам и сценам.
До 15 декабря на сайте Настоящего Времени каждую пятницу будет выходить сериал "Фонко" о музыкальной революции африканского континента.
Highlife
Жанр возник в начале XX века на территории британской колонии Золотой Берег (нынешняя Гана) и представляет собой синтез традиционной музыки народа акан с европейским звучанием духовых оркестров, фокстротом, румбой и калипсо – музыкой, пришедшей в Африку вместе с солдатами британской армии вест-индского происхождения.
Исполняется хайлайф большими составами, состоящими в основном из западных инструментов, в первую очередь гитар и медных духовых. Ритмический рисунок "три удара – два удара", который выстукивают палочки клаве, очень напоминает кубинский, но в то же время похож и на исконно африканский. Впрочем, в ритмических рисунках африканской и карибской музыки столько общего, что эти ритмы получили собирательное название "афрокарибских". Хайлайф ассоциируется в первую очередь с африканской колониальной аристократией, откуда и получил свое название, но пика популярности достиг уже после объявления Ганой независимости в 60-х.
Afrobeat
Возник на рубеже 1960-х и 1970-х: это синтез хайлайфа и фуджи (нигерийской музыки, развившейся из мусульманских утренних песен "вере") с фанком, джазом и роком.
Создателем и главным популяризатором афробита был нигерийский композитор и мультиинструменталист Фела Кути. Термин он придумал еще в 1968 году, и поначалу афробит был просто местной версией американской музыки. Однако после поездки в США и общения с афроамериканскими музыкантами и политиками Фела Кути стал уделять больше внимания именно африканским корням.
Афробит был не только популярен далеко за пределами Африки, но и оказал большое влияние на европейских и американских музыкантов. Среди давних поклонников афробита (да и африканской музыки в целом), например, лидер Blur Деймон Олбарн (Damon Albarn). В его проекте The Good, The Bad And The Queen постоянно играет нигерийский барабанщик Тони Аллен, многолетний соратник Фела Кути.
Mbalax
Эта музыка популярна в Сенегале и Гамбии и возникла в 1970-х как синтез религиозной музыки народа Серер с джазом, роком и латиноамериканскими жанрами, например, румбой.
Как и большинство африканских стилей, мбалакс – музыка танцевальная, и центральный элемент здесь занимает перкуссия и традиционный для этого региона барабан сабар. Впрочем, относительно других африканских жанров мбалакс звучит прямо-таки лирично. В ней часто есть распевный, тягучий вокал, а "прогрессивно"-отчетливый танцевальный грув сочетается не только с затейливыми ритмическими рисунками, но и со сложнейшими инструментальными партиями.
Главным популяризатором жанра в Европе стал певец Youssou N'Dour, которого мы знаем в первую очередь по балладе "7 Seconds". Сегодня Н'Дур – еще и лицо сенегальской политической оппозиции. Несмотря на отказ в регистрации кандидатом в президенты в 2012 году, Н'Дур смог добиться поста министра культуры и стал советником президента.
Kwaito
Южноафриканскую разновидность хауса отличает сравнительно небыстрый темп, глубокий бас, активное использование африканской перкуссии, а также вокала или вокальных сэмплов.
Квайто возник в середине 1990-х в Соуэто – группе поселений в пригородах Йоханнесбурга, которая во времена апартеида была районом принудительного проживания африканского населения. Жанр занял в ЮАР примерно ту же социальную нишу, что гангстерский рэп в США: это аполитичная музыка, окруженная криминальным флером и пропагандирующая красивую жизнь (сам термин происходит от слова "kwaai", которое на африкаанс-сленге означает что-то вроде "крутой" или "красавчик").
Hip Hop Galsen
Сенегал и его столица Дакар – центр африканского хип-хопа. Рэперов здесь нередко называют современными гриотами – так у западноафриканских народов называлась отдельная каста профессиональных певцов, музыкантов и сказочников. Жанр популярен здесь еще с середины 80-х, а укрепил эту популярность мировой успех MC Solaar, французского рэпера с сенегальскими и чадскими корнями.
В 1990-е годы сенегальский хип-хоп стал обретать собственную идентичность, вбирая элементы культуры народа волоф, причем не только музыкальной, но и лингвистической. Одна из основных черт галсен хип-хопа – тексты на смеси французского и волоф и чередование пения с речитативом.
Shangaan Electro
Гибрид клубной электроники и традиционной музыки народа цонга, возникший в Южной Африке в начале 2000-х годов.
Для шангаан электро характерен очень быстрый темп (170 ударов в минуту и выше) и сложные перкуссионные рисунки в исполнении маримбы и африканских "говорящих барабанов". Жанр тесно связан с набором конкретных танцевальных движений и, как и чикагский footwork, породил целую субкультуру. Поначалу эта музыка развивалась в глубоком подполье и распространялась в виде самиздатных CDR и кассет, но затем за популяризацию жанра взялся лейбл Honest Jon's, созданный на базе одноименного лондонского рекорд-шопа при поддержке Деймона Олбарна. После этого шангаан электро подхватили многие ди-джеи и электронные музыканты от The Knife и Hype Williams до Legowelt и Рикардо Вильялобоса.
Afrobeats
Этот собирательный термин (не путайте с афробитом без "s") обозначает популярную в западной Африке, в первую очередь, в Нигерии и Гане, смесь хип-хопа, дансхолла и R&B c хайлайфом и джуджу (нигерийской популярной музыкой середины прошлого века, где ведущую роль играет ритмический рисунок "говорящих барабанов").
Поскольку стилистические рамки этого жанра очень широкие, принадлежность к сцене определяется не столько звучанием, сколько западноафриканской пропиской. Появление термина приписывается лондонскому ди-джею Abrantee, а взлет афробитс пришелся на момент открытия африканской версии телеканала MTV Base, ориентированного как раз на urban-жанры. Международная популярность этой музыки достигла таких масштабов, что американские звезды калибра Дрейка и Канье Уэста начали обращаться к этой теме и записывать совместные треки с афробитс-артистами.
Coupe Decale
Этот танцевальный жанр был создан в начале 2000-х ивуарийской диаспорой в Париже, затем был реимпортирован в Кот-д'Ивуар и другую франкофонную Африку и стал там поп-музыкой номер один.
По звучанию напоминает коммерческий "пляжный хаус" начала XXI века, сильно разбавленный элементами карибской музыки зук и ивуарийского зуглу. Эта генетика делает купе декале настоящим детищем глобализации, поскольку зуглу, в свою очередь, вобрал в себя элементы регги и других карибских жанров. На купе декаль можно смотреть как на прототип глобальной поп-музыки, которая возникнет в момент окончательного смешения всего и вся.
Azonto
Жанр возник в Гане в начале 2010-х годов и сочетает элементы хауса и ускоренного регги с ритмическими рисунками, характерными для танца кпалонго, который зародился в ганской столице в 1960-е.
Еще одна отличительная черта азонто – речитатив или пение на "пиджене", местном диалекте английского. Возможно поэтому азонто считается прямым наследником жанра "хиплайф", популярного в Гане в 1990-е гибрида хип-хопа и хайлайфа. Всемирную популярность музыке азонто принесло видео Sarkodie&EL "U Go Kill Me", ставшее вирусным. Сначала этот клип породил волну самодельных видео, где пользователи соцсетей на разный лад копировали танцевальные движения из клипа, а потом моду подхватили ганские футболисты, исполнявшие танец после каждого забитого гола.
Kuduro
Это быстрый и довольно жесткий клубный жанр, построенный на минималистичной аранжировке, зачастую состоящей только из ударных и однотонного баса, и вокала или речитатива.
Ритмически кудуру наследует карибским жанрам типа зука и соки, а также ангольскому танцу кизомба. Поначалу кудуру, появившийся в середине 90-х в гетто столицы Анголы Луанды, считался жанром низким и порицаемым – особенно этой музыке доставалось за подчеркнутую сексуальность (кудуру в переводе с португальского – "тугая попа").
В середине 2000-х кудуру был популяризирован к Европе и США усилиями диск-жокея и продюсера Diplo, после чего и на родине стал считаться гордостью и предметом культурного экспорта. К кудуру стали обращаться даже европейские и латиноамериканские исполнители, например, гигантский хит в этом жанре записал пуэрториканский певец Дон Омар, сильно адаптировав кудуру под коммерческий поп-формат.