В Сочи открылся Экономический форум "Россия – Африка", который пытался провести еще советский министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе. Получилось это только у Владимира Путина спустя 30 лет.
Российские власти позвали на встречу не только лидеров стран, с которыми дружили власти Советского Союза, а вообще всех: приглашение приняли более 40 глав государств, в том числе и тех, кто сохраняет тесные культурные и экономические связи с Западом.
Путин выступил с короткой речью и напомнил о том, что Африка является интересным рынком – с постоянным ростом ВВП, а российский экспорт на континент вырос в три раза за десять лет – до $17 млрд. Значительная часть этой суммы – от поставок сельхозпродукции и вооружений.
Судя по государственным российским новостям, африканские страны хотят от России поставок российских танков и военной авиации – в кредит (Уганда), сотрудничества в области транспорта (Джибути), строительство АЭС большой мощности (Эфиопия).
Демократическую республику Конго Путин сам считает перспективным партнером для инвестиций. Как раз сейчас в ДРК продолжают разыскивать тела погибших летчиков из России: они разбились 11 октября на самолете конголезских ВВС (АН 72), который военным передал попользоваться гражданин России Ваграм Симонян – вместе с экипажем.
В Центральноафриканскую Республику Россия поставит уже вторую часть вооружения. Первая, которую Москва передала Банги в этом году, закрыла потребности в стрелковом оружии, а следующая придаст дееспособность ЦАРовской армии, заявил на переговорах с Путиным президент ЦАР Арканж Туадера.
В ЦАР летом прошлого года погибли журналисты Орхан Джемаль, Александр Расторгуев, Кирилл Радченко. Сегодня Путин и Туадера говорили об этом и решили продолжать расследование. Газеты в ЦАР сообщают, что в официальную делегацию этой страны в Сочи входит советник Туадеры по безопасности Вячеслав Захаров – его "Новая газета" называет сотрудником "ЧВК Вагнера", связанным с убийством журналистов.
Панели "Безопасная Африка" и "Полезные ископаемые стран Африки во благо населяющих ее народов" пройдут в Сочи 24 октября. Кто будет выступать на этих дискуссиях, на сайте форума не сказано, но среди заявленных экспертов нет одного, казалось бы, ожидаемого персонажа – Евгения Пригожина, известного в прессе как "повар Путина". Связанные с бизнесменом компании осваивают Африку – об этом журналисты Настоящего Времени и других изданий писали уже более года назад.
"Точка, в которой сошлось довольно многое"
Журналист, главный редактор издания "Проект" Роман Баданин подробно изучал деятельность близких к Евгению Пригожину политтехнологов в Африке. В эфире программы "Вечер" он рассказал, откуда у Пригожина такой интерес к странам этого континента.
— Как вам саммит, Роман, вот эти 40 президентов, которые прилетели? Можно сказать, что освоение Африки задалось, и то, о чем вы писали, в некотором смысле совпадет буквально с политической реальностью, которую мы видим, или все чуть иначе, как вы думаете?
— В чем состоит политическая реальность? Мы когда Ливией занимались некоторое время тому назад, читали документ, составленный кем-то из пригожинцев. Этот документ был полутора или двухлетней давности (сейчас не помню), где было предложение, план, не знаю, как сказать, провести осенью этого года, то есть сейчас, в Сочи африканский саммит. Там чуть-чуть повестка отличалась.
— То есть буквально из пригожинских офисов пришла идея, которая сейчас воплощается в Сочи?
— Я думаю, что они приложили самую большую руку к этому, конечно.
— Ради чего? Я много говорил с разными журналистами, которые утверждают, что при всем при том, что мы видим огромный интерес Евгения Пригожина к Африке, именно добыча и прибыль там не сверхогромная. Как тогда это все работает?
— Это довольно длительный разговор. Речь, конечно же, не про доходы и прибыль. Во всяком случае, они действительно не космические. Речь про чувство величия. Владимиру Владимировичу нужно ощущение большой империи.
— Это прямо очень большая империя. Он даже залезает, по-моему, на территорию, которую прекрасно себе контролировала до недавнего времени Франция. И там, говорят (сегодня Le Mond читал), французы просто напряглись.
— Да, вы правы. Я что хочу сказать? Просто это точка, в которой сошлось довольно многое. Пригожин не против заработать на стороне. У Пригожина есть система тайных взаимоотношений с российской армией, которая отписывает ему многомиллиардные контракты. А он часть этих денег, как я понимаю систему этого сотрудничества, возвращает в виде секретных операций, транспортировки секретных армейских грузов в тех случаях, когда армия не может светиться самостоятельно.
Плюс здесь же сошлось стремление к величию, санкции международные. России же нужно демонстрировать даже самой себе ощущение, что мы не полностью изгои, что у нас есть союзники, что у нас целый континент друзей, сателлитов, союзников и так далее.
— Теперь действительно можно сказать, что целый континент. Как вы думаете, почему Евгения Пригожина никто не заметил сегодня в Сочи? Он туда приедет или не приедет?
— Да понятия не имею. Но насколько я знаю, в программе одну из сессий ведет его ближайший офицер по фамилии Малькевич. По-моему, эта сессия называется что-то про демократию в Африке.
— Демократия в Африке – отлично, я, кстати, не заметил этого. Спасибо, что напомнили. Демократией в Африке Пригожин тоже довольно подробно позанимался, собственно, это было предметом вашего исследования. Он в скольких странах позанимался выборами?
— Черт его знает. Мы не брались за тот труд, чтобы каждую страну глубоко проанализировать. Но мы видели документы, в которых речь шла о представительстве в 20 странах.
— Это довольно серьезное влияние. Хорошо поработал, успешно?
— Да нет, я думаю, не везде. Мы некоторые результаты даже видели. Например, тот же Мадагаскар: я не знаю, как оценить результат этих действий, там было сделано много, поддерживали одних, других, третьих. Но, короче говоря, о результатах судить трудно.
— Правильно ли я понимаю, что поддерживали других, третьих, потому что это довольно дешево все?
— И в том числе поэтому. Мы тоже должны понимать, мы же довольно подробно изучали тех людей, те миссии, которые работают у Пригожина по этим направлениям. Есть такая народная присказка: все это сделано из кое-чего и палок.
— Но за это вашим журналистам угрожали, насколько я понимаю. В двух словах расскажите об этом.
— Спасибо, что спросили. Да, была волна того, что по-английски называется харассмент, который включает в себя угрозы, слежку, письма подозрительные и в целом подозрительную активность, а также хакерские действия в отношении наших сотрудников. Последние полмесяца мы, слава богу, не наблюдаем этого. Надеюсь, что, может быть, это закончилось в силу того, что это стало публичным.
"Россия продает в Африку оружия больше, чем любая другая страна"
Действительно ли Россия преследует в Африке не только экономические интересы, Настоящему Времени рассказала Ирина Филатова, профессор Высшей школы экономики и Натальского университета в ЮАР.
— Первый интерес – развивать торговлю: Африка – большой и неосвоенный рынок.
Второй интерес – экспорт продуктов горнодобывающей промышленности и природных ресурсов: энергоносителей, минералов. В этом отношении многие африканские страны, у которых эти ресурсы есть, и Россия, казалось бы, являются конкурентами. Но если они смогут договориться, выработать общий подход, то это было бы выгодно обеим сторонам.
В разных африканских странах разные интересы. Куда больше всего поставляется российского оружия? В Египет. В других странах это строительство атомных электростанций (например, в Эфиопии).
О вытеснении речи не идет. Самый большой товарооборот у стран Африки со странами ЕС, и самые большие капиталовложения тоже из этого региона. Потом есть Китай: у него товарооборот со странами Африки $170 млрд, а у России – лишь $20 млрд. Масштабы несравнимые, и о вытеснении не может идти и речи. Но где Россия успешно конкурирует, так это в сфере продажи оружия. Россия продает в Африку больше оружия, чем любая другая страна.
Крупные российские фирмы, которые пойдут в Африку, – это Росвооружение, Росатом, "Газпром", "Роснефть". Те, кто уже задействован в Африке, безусловно, расширят свои позиции. Путин недавно дал интервью ТАСС, где откровенно сказал, что Россия будет соперничать с Западом и что это будет "цивилизованное соперничество".
Что касается политических интересов, то, конечно, Россия заинтересована в голосах африканских стран в ООН, это большой блок голосов. Плюс России Африка видится как союзник на пути переустройства современного мирового порядка.
Я не вижу причин, по которым Китай будет уменьшать свое присутствие в Африке. Скорее всего, он его будет увеличивать. Насколько Россия сможет с ним соревноваться – вопрос: политическая воля у Кремля есть, но насколько хватит финансовых ресурсов, которые будут задействованы в поддержку этой политической воли, – большой вопрос.