В прошлом году Афганистан вошел в тройку стран мира c наибольшим числом убитых журналистов: по данным правозащитной организации "Репортеры без границ", в 2020 году в этой стране были убиты пятеро сотрудников СМИ. Кто преследует и убивает журналистов в Афганистане и как пресса работает в стране?
Одно из громких убийств произошло около четырех месяцев назад, 7 ноября 2020 года. Корреспондент популярного телеканала "Тулу Ньюс" Ям Сияваш стал жертвой покушения: под дном его машины была установлена бомба, которая взорвалась, когда журналист отъезжал от дома. Отец Сияваша напрямую связывает убийство своего сына с его профессиональной деятельностью и негодует, что следственные органы затягивают расследование. Они скрывают детали покушения и не говорят, кто стоит за терактом, утверждает отец погибшего.
"Они нас обманывают, не дают информацию. Несколько месяцев прошло, и мы получаем разные новости от различных правительственных организаций. Как это возможно? – возмущается Мухаммад Давуд Сияваш. – Поэтому мы требуем от международного сообщества помощи в поимке убийц моего сына!"
"У нас нет оружия, мы не принадлежим ни к каким политическим партиям, мы простые люди. У нас есть лишь наш голос, – говорит мужчина после потери сына. – Мы можем голосовать, но противники убивают нас: хотят забрать и это право".
В Комитете по защите журналистов подтверждают, что сегодня эта профессия в Афганистане становится смертельно опасной. Экстремисты все чаще организуют нападения на сотрудников СМИ, и все больше журналистов предпочитают покинуть страну, говорит замглавы Комитета Ясмин Назари. Назари считает, что косвенно в этом виновато и правительство – власти Афганистана просто не могут обеспечить безопасность сотрудников СМИ.
"В последние месяцы резко усилилась атмосфера страха. Журналисты боятся не только за себя, но и за свои семьи, – подчеркивает Назари. – Угрозы поступают не только им, но и их близким. Люди практически не ощущают поддержку властей: правительство много обещает, но практических шагов не делает. Люди предоставлены сами себе".
Зарафшан Аслами закончила факультет журналистики и сейчас вынуждена работать тайно. По ее словам, когда она поступила в университет, ситуация для работников прессы в Афганистане была намного безопаснее, и она даже предположить не могла, что все так резко изменится.
"Я никогда не думала, что не смогу работать под своим именем, что придется скрываться, – говорит Зарафшан Аслами. – Сейчас трудное время для моей семьи. Выходя из дома, я поневоле оглядываюсь по сторонам. С каждым днем мы слышим все более настораживающие новости. Но я не отчаиваюсь. Надо бороться с этим".
Семья журналистки поддерживает ее, но одновременно считает, что жизнь девушки важнее профессии. Даже близкие люди уговаривают Зарафшан бросить писать и сменить профессию на более безопасную.
"Тревога в нашей семье усиливается с каждым новым убийством журналистов. В дни, когда они погибают, стоит невыносимая атмосфера в доме, – говорит Адила Аслами, мать Зарафшан. – Ведь не у кого спросить, почему и из-за чего убивают журналистов".
По мнению главы Комитета по защите журналистов Хафизуллы Баргзая, главная причина нападений на работников СМИ – это правда, которую они доносят до людей. Он также возмущается позицией правительства. Власти, по его словам, не говорят, кто стоит за нападениями на работников прессы, а убийства не расследуются должным образом.
"Для нас, журналистов, настали трудные времена. Правительство обязано делать все для защиты журналистов, но они, к сожалению, не чувствуют поддержки, – подчеркивает Хафизулла Баргзай, глава Комитета по защите журналистов. – Главная причина всех последних убийств – это констатация журналистами истинного положения дел. Те, кто убивает, не хотят, чтобы народу говорили правду".
Участившиеся атаки на представителей СМИ резко усилили самоцензуру среди коллег, считает журналист Вахида Фаези. По ее словам, сильнее всего это ощущается в региональных изданиях. В афганских провинциях некоторые сотрудники СМИ и вовсе ушли на подпольную работу.
"Страх усиливает самоцензуру – это факт. Люди начинают работать тайно, а это ухудшает их доступ к информации, – рассказывает Вахида Фаези. – В конце концов, часть журналистов будет вынуждена уйти из профессии".
Медиаэксперт Муджибулла Хилватгар связывает последние нападения на журналистов и их убийства с началом мирных переговоров с талибами.
"Общеизвестно, что талибы, да и часть правительства, не хотят прозрачности переговорного процесса в Катаре. Талибы несколько раз выступали против освещения хода переговоров в СМИ, – подчеркивает Муджибулла Хилватгар, глава общественной организации "Най". – Атаки я считаю неким сигналом для журналистов, исходящим именно из переговорного процесса в Дохе".
Глава пресс-службы вице-президента Афганистана Мухаммад Хидаят отрицает обвинения в адрес правительства, что оно не уделяет должного внимания нападениям на журналистов. По словам чиновника, как раз благодаря действиям властей многие журналисты, которые находились в опасности, смогли покинуть страну.
"Усилиями правительства за последние 4 года в 34 провинциях были созданы комитеты по защите журналистов. Эти комитеты ежемесячно проводят исследования для решения проблем журналистов, в частности, проблем, связанных с их безопасностью, – подчеркивает Мухаммад Хидаят. – Я считаю, что усиление атмосферы страха среди журналистов – дело рук талибов. Они таким образом хотят скомпрометировать правительство".
Представители группировки "Талибан" отрицают свою причастность к кровавым расправам над работниками прессы в Афганистане.